Административные правонарушения в сфере таможенного дела
Властные отношения в сфере таможенной деятельности всегда обусловлены имущественными предпосылками, а именно:
o пользованием и распоряжением имуществом, находящимся под таможенным контролем;
o исполнением фискальных, информационных и иных обязанностей (в том числе обязанностей, обусловленных
публичными ограничениями в сфере внешнеэкономической деятельности), осуществление которых сопряжено с непосредственными имущественными обременениями, либо влечет за собой релятивные имущественные ограничения (например, исполнение информационных и учетных обязанностей);
o неисполнением таможенных правил или их ненадлежащим исполнением (деликтные отношения).
Имущественные отношения в таможенной сфере регламентируются административным и иным публичным законодательством, а в случаях, прямо предусмотренных таким законодательством, - также и цивилистическими предписаниями (см. п. 3 ст. 2 ГК).
Санкции за нарушения таможенных правил устанавливают имущественные ограничения прав нарушителя, к которым относятся административный штраф и конфискация, однако превентивное административное наказание в виде предупреждения применяется редко (см. ст. 16.5, 16.10, 16.15, ч. 3 ст. 16.23 КоАП). Указанные имущественные санкции назначаются на основе особых правил, установленных применительно только к таможенным правонарушениям. Административный штраф исчисляется в величине, кратной:
o стоимости предмета административного правонарушения - товаров или транспортных средств, пользование и распоряжение которыми осуществляется с нарушением таможенного законодательства (ч. 1 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2, ч. 2 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21 КоАП);
o сумме неуплаченных таможенных пошлин, налогов. Этот критерий исчисления административного штрафа применяется только при совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП.
Исчисление административного штрафа в величине кратной стоимости предмета административного правонарушения предусмотрено при совершении некоторых правонарушений в сферах природопользования (см. ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП) и предпринимательства (см. ч. 1 ст. 14.20), однако максимальный размер штрафа, определенный ч. 3 ст. 3.5 КоАП, - в сумме трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения, предусмотрен только при нарушениях правил природопользования (см. ч. 2 ст. 8.17 КоАП) и таможенных нарушений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 16.1. В остальных случаях максимальная величина штрафных санкций, исчисляемых на основе вышеуказанного критерия, не превышает двукратного размера стоимости предмета правонарушения, а применительно к ч. 2 ст. 16.18 КоАП предельный размер штрафа не может превышать однократный размер указанной стоимости.
Минимальный размер административного штрафа, исчисляемого в величинах, кратных стоимости предмета правонарушения или сумме неуплаченных таможенных пошлин и налогов, законодательно не определен (ср. ч. 2, 3 ст. 3.5 КоАП), однако на практике величина такого штрафа не может быть менее одной второй вышеуказанных суммы или стоимости. В случаях, предусмотренных санкциями ч. 1, 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.21 КоАП, минимальный размер штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости предмета правонарушения, равен одной второй размера такой стоимости. Частью 2 ст. 16.18 установлен фиксированный размер штрафа, взимаемого в размере стоимости предмета административного правонарушения.
Для административных наказаний, применяемых к нарушителям таможенных правил, характерно установление обременительных имущественных ограничений для индивидуальных предпринимателей. Такие лица несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи гл. 16 КоАП для юридических лиц, и могут быть подвергнуты штрафу в максимальном размере - в сумме до 500 тыс. руб. (см. ч. 1 ст. 16.9, ч. 1 ст. 16.19 КоАП), либо в сумме до 300 тыс. руб. (см. ч. 3 ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.3, ст. 16.7, ч. 3, 5 ст. 16.12, ч. 3 ст. 16.19, ст. 16.22, ч. 1 ст. 16.24 КоАП), при этом применительно к правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 16.9 КоАП, минимальный размер административного штрафа установлен в сумме 300 тыс. руб.
При совершении рассматриваемых проступков нарушитель может быть подвергнут конфискации, применяемой в качестве дополнительного или основного административного наказания (см. ч. 2 ст. 3.3 КоАП), в последнем случае конфискация всегда применяется на безальтернативной основе (см. ч. 1-3 ст. 16.1, ч. 1-3 ст. 16.2, ч. 2 ст. 16.3, ст. 16.7, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1-3 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21, ч. 2 ст. 16.24 КоАП). Конфискация, назначаемая в качестве дополнительного наказания, может быть применена наряду с административным штрафом в тех случаях, если судья усматривает целесообразность применения как основного, так и дополнительного наказания.
Административно-юрисдикционными полномочиями в таможенной сфере наделены должностные лица ФТС России и подчиненных ей территориальных органов. К их ведению отнесено рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, за исключением ч. 2 ст. 16.1 КоАП, подведомственной мировым судьям. При назначении административного расследования дела об указанных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не влекущих проведения расследования, - мировыми судьями. Применительно к ч. 2 ст. 16.1 КоАП должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (см. п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
Должностные лица таможенных органов осуществляют все процессуальные действия, предшествующие назначению судьей административного наказания, - от составления протоколов до применения мер административного пресечения в виде административного задержания и сопряженной с ним меры пресечения в виде доставления (см. п. 10 ч. 1 ст. 27.2, п. 6 ч. 1 ст. 27.3 КоАП), личного досмотра (см. ст. 27.7 КоАП), осмотра служебных помещений субъекта предпринимательства и находящихся там вещей и документов (см. ч. 1 ст. 27.8 КоАП), изъятия таких вещей и документов (см. ч. 1 ст. 27.10 КоАП), досмотра транспортного средства (ч. 2 ст. 27.9 КоАП) и других мер пресечения, кроме установленных ст. 27.12,27.13, 27.15 и 27.16 КоАП.
К ведению должностных лиц таможенных органов отнесено также возбуждение процедуры административного расследования. При совершении правонарушений, не представляющих значительной общественной опасности, указанные должностные лица вправе выносить предупреждение на месте совершения правонарушения (см. ст. 16.5, 16.10, 16.15, ч. 3 ст. 16.23 КоАП). В указанных случаях должностные лица таможенных органов осуществляют все установленные КоАП процессуальные действия - от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения назначенного ими административного наказания. Помимо случаев, предусмотренных гл. 16 КоАП, подобная унификация административных процедур и наделение должностного лица правоохранительного органа столь обширными юрисдикционными полномочиями возможна только применительно к некоторым нарушениям правил дорожного движения.