Административно-правовые нормы: понятие, виды
Административно-правовые нормы – это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.
Особенности административно-правовых норм проявляются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнительную компетенцию государственных органов; регулируют деятельность по осуществлению исполнительно-властных полномочий государственных органов; регулируют формы и методы их осуществления; устанавливают определенный порядок взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная, а в некоторых случаях – и дисциплинарная ответственность.
Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемым по ряду оснований.
1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права выделяют нормы: обязывающие (предписывают обязательное совершение определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например, обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например, предоставлением льгот и стимулов военнослужащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).
2. По целевому назначению административно-правовые нормы подразделяются на: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).
3. По содержанию предмета регулирования – на материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).
4. По юридической силе рассматриваемые нормы делятся на законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например, содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления).
5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности – на общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).
6. В зависимости от предмета ведения органов публичной власти выделяют нормы: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и изданные их актами), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).
7. По территориальному масштабу нормы делятся на общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований) и локальные (действуют в рамках конкретной организации).
8. По объекту регулирования отраслей государственного управления нормы бывают: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны государственноуправленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией, например, административноправовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве) и отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).
9. По адресату регулирования – регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно-управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т.д.).
10. По кругу лиц – распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан, либо на отдельные их группы (например, распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например, по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например, по уплате налогов страховыми организациями).
11. По пределу действия во времени выделяют нормы: бессрочные (действуют постоянно, т.е. без указания срока действия вплоть до их официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т.е. в течение указанного срока действия).
12. По условиям действия – обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).