Адаптация ребенка и приемной семьи

Ребенок, оказавшись в принимающей семье, обязательно вносит в нее изменения, которые влияют на нее, ее благополучие и возможности. Меняются взаимоотношения, семейный уклад, быт, возникают новые отношения между членами семьи и ребенком, появляются новые ценности и перспективы, происходит адаптация ребенка в семье и семьи в целом.

Адаптация ребенка в приемной семье – это естественное приспособление ребенка к новым для него условиям быта, взаимоотношений, жизнедеятельности, способствующее формированию чувства комфортности (благополучия), защищенности и необходимое для наиболее полного и целесообразного самопроявления, социализации в новой социокультурной семейной среде. В ее процессе происходит развитие адаптационных возможностей ребенка, проявляемых в принятии нового для него статуса члена семьи, новых норм и правил поведения, общения, отношений, самопроявления в различных повседневных ситуациях, складывающихся в ней.

Адаптация семьи к приемному ребенку – это также естественное приспособление семьи к новому для нее качеству в связи с появлением в ней на постоянной основе нового человека, занимающего определенное место и существенно влияющего на ее ценности, семейный быт, статус и роли членов семьи, их возможности, характер взаимоотношений и самопроявлений. В ее процессе происходит развитие адаптационных возможностей семьи, обусловленных принятием изменений, которые требуются с появлением нового члена, связанных с коррекцией статуса каждого члена семьи, повседневного быта, норм и правил поведения, общения, отношений, роли в различных жизненных ситуациях.

Приемная – это уже новая семейная, а для ребенка еще и воспитательная среда. От нее во многом зависит, каким ребенок вырастет, какие ему удастся привить поведенческие установки, семейные и общечеловеческие ценности, традиции. К сожалению, невозможно заранее предусмотреть все потенциальные воспитательные проблемы, с которыми столкнуться приемные родители и определить степень их педагогической компетентности, способности определять наиболее целесообразные воспитательные подходы в их преодолении. В процессе становления новой семьи и семейной жизни могут возникать ситуации, ставящие родителей в тупик и вызывающие немедленное желание избавиться от возникающих трудностей путем возвращения ребенка в учрежденческую среду.

Характерные проблемы и трудности, возникающие в принимающей семье. Проблемные ситуации в принимающей семье связаны с теми изменениями, которые возникают в связи с появлением в ней ребенка и перестройкой сложившегося семейного уклада и стиля жизни всех ее членов: родителей, принявших в семью ребенка, и ребенка, взятого на воспитание. Порождаемые в приемной семье проблемные ситуации условно можно разделить на две большие группы:

– психолого-педагогические;

– организационные.

К психолого-педагогическим трудностям и проблемам, возникающим в связи с появлением в семье приемного ребенка, относятся:

– ревность или избирательное отношение одного из родителей к приемному ребенку;

– избирательное отношение ребенка к членам семьи, агрессия к некоторым из них;

– неадекватное, непонятное или неуправляемое поведение ребенка в определенных жизненных ситуациях;

– конфликты между детьми;

– выстраивание неадекватных отношений воспитателей дошкольных учреждений и учителей к ребенку;

– вопросы происхождения ребенка: когда и как рассказывать ребенку о том, что он нс родной, что говорить о неблагополучных родителях;

– сложности в выстраивании отношений с кровными родственниками.

Каждая подобная ситуация требует особого внимания, умения педагогически целесообразно ее преодолевать.

К организационным трудностям и проблемам относятся:

– прохождение медицинских обследований, получение полиса обязательного медицинского страхования;

– регистрация и оформление ребенка по месту жительства приемного родителя;

– устройство ребенка в детский сад, школу;

– смена ребенку, находящемуся под опекой или в приемной семье, фамилии, имени (в ситуации, когда они были присвоены в учреждении);

– вопросы, возникающие по выполнению требований процедур надзора со стороны органов опеки, необходимость писать отчеты, за что и как отчитываться;

– необходимость нахождения сведений о родственниках ребенка, данные о его предыдущей жизни в семье или государственном учреждении.

Особые сложности у приемных родителей могут вызывать проблемы связанные с состоянием здоровья и образованием ребенка. Чаще всего это обусловлено расхождением между реальным и диагностированным состоянием здоровья ребенка перед его передачей в семью.

Практически ежедневно у родителей возникают вопросы по состоянию и поведению ребенка, связанные с наличием депривации, сформированными раннее моделями поведения, выработанными годами жизни в дисфункциональной кровной семье или государственном (интернатном) учреждении (доме ребенка, детском доме, приюте), особенностями его поведения, характерными для процесса адаптации. Неадекватные поведение и состояния детей становятся проблемой для семьи. Они провоцируют возникновение у родителей страхов и повышенной тревожности, частую и необоснованную смену воспитательных подходов.

Наиболее характерными проявлениями приемных детей, создающими проблемность для приемных родителей, являются:

– имевшиеся или возникшие психосоматические явления: энурез, экземы, тики, другие невротические проявления;

– отставание в физическом развитии: темповая или специфическая задержка (например, ребенок в требуемые сроки не держит или плохо держит голову, не переворачивается, нс садится, плохо ходит, не соответствует возрасту мелкая моторика);

– отставание в эмоциональном развитии: ребенок слабо и невнятно реагирует на эмоциональные стимулы, не умеет выражать свои эмоции, проявляет иные, нежели ожидалось, эмоции;

– отставание и нарушения в речевом развитии: ребенок не начинает говорить вовремя, неразвитая, невнятная, односложная речь, заикание, путанность слов, звуков;

– невротические явления у детей: псевдорегресс (подражание младшим), раскачивания, аутоподобное поведение (уединение), сосание предметов, пальцев;

– аутоагрессия: битье головой о стену, мебель, выщипывание волос, расчесывание ран, кусание губ, ногтей;

– агрессия по отношению к взрослым, сверстникам, кровным и сводным братьям/сестрам, некоторым предметам;

– ревность ребенка к одному из родителей, другим детям в семье;

– истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание, неадекватные требования, повышенная обидчивость;

– расторможенность и провокационное поведение, большая активность ребенка, похожая на гиперактивность, неумение сосредоточиться при учебе или игре;

– нарушения развития привязанности: ребенок идет ко всем взрослым подряд, проявляет чрезмерную общительность и при этом уклоняется от общения с приемными родителями;

– сложности в общении с взрослыми/детьми: неумение попросить, кривляние, навязчивость;

– страхи детей: возвращения в детское учреждение, одиночества, темноты, домашних животных, купания;

– отсутствие самостоятельности, соответствующей возрасту;

– обман, присвоение чужого;

– неадекватное отношение к еде: ест много/мало, ничего не ест или ест очень выборочно;

– игнорирование запретов, отказ от сотрудничества, отсутствие реакции на наказания;

– отсутствие навыков игры, манипулятивные, однообразные движения;

– трудности в обучении, плохая память, нарушения в развитии внимания;

– негативное, незаинтересованное отношение к учебе.

Многообразие проявлений ребенка в семье, в том числе и негативных, свидетельствует о своеобразии последствий социализации, развития и воспитания. Именно они определяют проблемы, преодолеть которые необходимо, чтобы способствовать формированию у ребенка адаптивности, необходимой для его дальнейшей социализации и воспитания в семье. Результатом может служить достижение соблюдения необходимых норм и правил взаимоотношений с детьми и взрослыми, успешности учебе, играх, соответствующие проявлению сверстников.

Практика свидетельствует о том, что воспитание в приемной семье может быть и позитивным, и негативным. Существенно сгладить негативные явления характерные для ребенка удается за счет качественной подготовки будущих родителей, но предусмотреть все и избежать всех сложных ситуаций только за счет нее невозможно. На практике кандидаты в приемные родители, не имея опыта работы с приемными детьми, не представляют в полной мере всех сложностей, с которыми им предстоит столкнуться. Это сказывается на отношении кандидатов к получению знаний, необходимых в процессе подготовки их к становлению приемной семьи и приему ребенка. Поэтому в ходе адаптации ребенка в семье возникают проблемы и трудности, с которыми далеко не все приемные родители могут успешно справиться, а потому нуждаются в квалифицированном социально-педагогическом сопровождении со стороны специалистов органов опеки и попечительства.

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи необходимо не только на этапе адаптации в ней ребенка. Семейная жизнь своеобразна, изменчива и создает множество непредвиденных ситуаций. Именно поэтому важно обеспечить сопровождение семьи, принявшей ребенка и в последующем. Оно направлено на оказание необходимой помощи и поддержки родителей в проблемных ситуациях, а также на повышение их воспитательных компетенции на протяжении всего срока воспитания ребенка. Неразрешенные вопросы, возникающие в связи с ними стрессы и продолжительные конфликты внутри семьи, ведут к повышению физической и психоэмоциональной нагрузки на родителей, что приводит к неустойчивости семьи, развитию дисфункций и устойчивых паттернов поведения, как у детей, так и родителей. В некоторых случаях все это служит причиной отказа от воспитания приемных детей.

Изложенное подтверждает важность организации квалифицированного социально-педагогического сопровождения каждой приемной семьи.