Виды банковского надзора
Прежде чем рассматривать тот или иной вид надзора нужно определиться с тем, из чего складывается понятие "вид надзора". Оно имеет практическое значение в деятельности центральных банков. В зависимости от того, каким образом оно определено, создается общая методология для определения функциональных обязанностей органа банковского надзора.
Для того чтобы определить объем этого понятия нужно обратиться к вопросу о том, из чего собственно складывается само явление – банковский надзор.
Во-первых, банковский надзор осуществляется в отношении объекта, который состоит из конкретных предметов.
Во-вторых, банковский надзор осуществляется уполномоченным субъектом центральным банком (в некоторых странах другими организациями).
В-третьих, банковский надзор – это определенная деятельность субъекта, осуществляющего банковский надзор, обусловленная объектом и предметом банковского надзора. В России таким субъектом является Банк России.
Главное, что отличает один вид надзора от другого, – это сама деятельность, которая, в свою очередь, обусловлена и предметом надзора, и спецификой субъекта. В связи с этим происходит дифференциация в организации надзора, и создаются соответствующие подразделения в центральном банке.
На наш взгляд, банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям. Эти критерии и сама классификация позволяют лучше понять юридическую природу разновидностей надзора, увидеть недостатки правового регулирования и наметить пути его совершенствования.
В зависимости от предмета надзора следует выделить функциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные. В первом случае речь идет о классификациях банковского надзора по объекту и предмету, а во втором – по субъекту.
Функциональный надзор может быть ограничен каким-то одним вопросом деятельности кредитной организации. Например, Банк России проверяет, как в кредитной организации ведется бухгалтерский учет и правильно ли отражаются в нем проводимые банковские операции. Это так называемые тематические проверки деятельности кредитной организации. Проверка в этом случае ограничивается одним предметом банковского надзора. Либо проверке подвергается вся деятельность кредитных организаций (комплексные проверки).
Пример практического значения знания этой классификации для юриста: прежде чем Банк России выдаст генеральную лицензию кредитной организации, ей придется обратиться в Банк России с просьбой, чтобы тот подверг ее комплексной проверке. Может получиться так, что по результатам проверки Банк не только не выдаст генеральную лицензию, но и отзовет ту, которая уже есть у кредитной организации. Тем более, что теперь в банковском надзоре появилось такое новшество, как "мотивированное суждение эксперта", которое открывает широкий простор для того, чтобы эксперт усмотрел в действиях кредитной организации, что она ведет рискованную кредитную политику. Правда, есть ученые, которые считают, что надо усилить эту возможность надзорного органа и что следует закрепить в законе правило, по которому одного только "мотивированного суждения эксперта" достаточно, чтобы принять меры воздействия к кредитной организации (на мой взгляд, это делает кредитную организацию бесправной, что не соответствует принципам банковского права).
В общем, следует понимать, что такое "комплексная проверка". Она предусматривает проверку всех аспектов деятельности кредитной организации.
Хотя может быть такая ситуация, при которой банк стремится создать за рубежом дочернюю организацию. В таком случае ему понадобится генеральная лицензия. Скажем, банк пожелал открыть дочернюю организацию за рубежом в стране, где уже открыта дочерняя организация Сбербанка, который, как уже отмечалось ранее, даже по закону является дочерним банком Банка России. Как надо действовать в такой ситуации? Во всяком случае надо вспомнить, что по закону теперь предусматривается, что руководство Банка России должно предотвращать конфликт интересов.
По субъектам банковского надзора можно классифицировать надзор по проверяющим органам. Это могут быть проверки со стороны только Банка России или проверки работы кредитной организации, в которых участвует АСВ. Здесь тоже есть своя специфика, в том числе юридического свойства. Суть в том, что АСВ не наделено правом проводить самостоятельные проверки кредитной организации, что, на мой взгляд, неправильно и не соответствует в полной мере тем принципам, о которых говорилось в начале учебника.
В зависимости от стадий банковского надзора следует различать виды банковского надзора:
а) государственная организация и лицензирование банковской деятельности;
б) текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.
В зависимости от места проведения надзора текущий банковский надзор делится на два вида:
а) дистанционный банковский надзор;
б) контактный банковский надзор.
Текущий банковский надзор как основной вид банковского надзора, в свою очередь, может дополняться факультативными стадиями банковского надзора:
а) применение мер воздействия к кредитной организации, вплоть до отзыва банковской лицензии у кредитной организации;
в) применение мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Дистанционный надзор – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора – Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.
Контактный надзор (инспектирование кредитных организаций) – это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации.
Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы). Дальше рассмотрим это подробнее.