Видение будущего
Без видения будущего организация становится неуправляемой. Сам факт пребывания в бизнесе обычно означает, что у руководителя была определенная идея и уверенность в себе, достаточная для ухода из спокойной ниши наемного труда и основания собственного дела.
Видение будущего должно воодушевлять сотрудников организации.
В видении будущего должны быть отражены перспективы развития организации, особенно касающиеся различного рода трансформаций: слияние, поглощение, реструктуризация, реорганизация и т.п. Трансформации следует обосновать солидными аналитическими исследованиями, убедительно доказывающими их необходимость каждому представителю групп интересов.
Каждая группа интересов должна в видении найти свой интерес и представить возможности и источники его обеспечения, так что, наверное, видение будущего следует сопровождать проработкой и доведением до всех групп интересов стратегии развития организации (в вариантах).
Видение будущего должно обладать тремя следующими характеристиками.
1. Участие левого и правого полушарий. Эффективному видению необходимо содержать цели, задачи и способы их выполнения (левополушарные компоненты), а также метафоры, образный язык и эмоциональные средства (правополушарные компоненты). Оно должно задействовать как разум (левое полушарие), так и сердце, и воображение (правое полушарие) участников команды.
2. Интерес. Видение должно возбуждать интерес, содержать вызов. Видение не просто заставляет людей думать, оно заставляет думать по-новому. Видение эффективных лидеров задает интересные привлекательные перспективы, нарушает порядок вещей или облегчает достижение целей.
3. Выразительность и принципы. Эффективные видения следует основывать на базовых ценностях, в которые члены команды верят и к которым у них восторженное отношение. Следовательно, принципы, лежащие в основе видения, должны быть и личными принципами членов команды. Видение, базирующееся на "росте продуктивности", куда менее привлекательно, чем видение, в основе которого лежит "изменение жизни людей".
Приведем в качестве примера формулировку видения будущего, разработанную для сотрудников Apple Computer Company Джоном Скалли, бывшим тогда ее директором-распорядителем:
"Все мы участвуем в путешествии, цель которого состоит в создании экстраординарной корпорации. То, что мы замыслили, не делалось еще нигде и никогда... Мы хотим, чтобы компьютер был у каждого... Мы хотим изменить этот мир. Персональные компьютеры нужны будут на работе, в учебных заведениях и дома. Люди Apple меняют устоявшуюся парадигму. Мы хотим стать катализатором исследований новых путей для людей. Apple стремится к созданию потрясающих продуктов, обладающих массой достоинств... Нам открываются такие дали, о которых мы не дерзали и мечтать"[1].
Качество трудовой жизни
Среди категорий показателей, называемых американским ученым Скоттом Д. Синком в качестве способных отразить конечные результаты деятельности организации, есть обобщенный параметр "качество трудовой жизни"[2] (КТЖ). Он характеризует уровень благоприятствования с точки зрения работника общего рабочего окружения организации[3]. Этот параметр отражает восприятие людьми таких аспектов условий труда и жизни в организации, как:
– удовлетворенность трудом;
– удовлетворенность стимулированием, системой вознаграждений;
– удовлетворенность руководством;
– удовлетворенность своим пребыванием в коллективе;
– наличие чувства безопасности: степень социальной защищенности, безопасность труда, минимизация стрессов;
– уверенность работников в своем будущем;
– удовлетворенность нормированием и организацией труда;
– степень открытости коммуникаций;
– удовлетворенность продвижением по карьерной лестнице;
– участие в принятии решений;
– гордость за свою организацию и т.д.
Основные усилия но повышению КТЖ зачастую акцентируются па улучшении рабочей среды, повышении уровня квалификации сотрудников, снижении профессиональных стрессов и развитии отношений "рабочие – менеджмент".
Вопросы формирования благоприятной психологической атмосферы, снижения уровня стрессов, повышения работоспособности персонала, уровня безопасности труда рассматриваются современными компаниями в качестве приоритетных. И это направление заботы о работниках имеет совершенно определенную экономическую подоплеку. Известно, что стресс, утомление на работе вызывают не только снижение производительности труда, но и приводят к дополнительным издержкам для работодателя.
Повышение КТЖ означает гуманизацию рабочей среды и является попыткой удовлетворения как основных человеческих потребностей, так и потребностей более высокого порядка.