Вьетнам

Земельно-правовые преобразования во Вьетнаме были направлены на изменение системы земельных и иных природоресурсных отношений и форм организации сельскохозяйственного производства, что позволило преодолеть инфляцию, создать продовольственные запасы, превратить зерно в экспортный товар; Вьетнам стал одним из трех крупнейших экспортеров риса наряду с США и Таиландом.

На перестройку природоресурсных отношений оказали влияние конституции, законы о земле, кооперативах, Гражданский кодекс 1995 г., постановление Совета министров о совершенствовании группового и индивидуального подряда на конечную продукцию в сельскохозяйственных кооперативах и производственных группах, партийные директивы об обновлении управления сельским хозяйством и об экономических вопросах углубления земельной реформы.

Руководящими документами констатировалось, что производственное кооперирование, зачастую формальное, осуществленное на низкой материально-технической базе, с нарушением принципа добровольности, без существенной экономической поддержки со стороны государства не способствовало развитию земледелия, производительных сил и довело страну до деградации природы и связанного с ней хронического импорта зерна.

Трансформация земельных отношений не затронула права собственности на землю – она является общенародной, государственной собственностью; однако произошел переход права пользования земельными участками от сельскохозяйственных производственных кооперативов к семейным крестьянским хозяйствам, что сделало их основными формами организации сельскохозяйственного производства.

Массовое распространение семейного подряда обусловливает изменение функций и правового статуса производственных кооперативов: отдельные из них стали оказывать услуги крестьянским хозяйствам в обработке их земли, другие распались или существуют формально, некоторые приспособились к новым условиям землепользования и хозяйствования.

Кооперативы получают возможность использовать наемный труд, избирать по принципу "один человек – один голос" руководителями не присланных чиновников, а своих членов, заботиться о самостоятельном использовании отведенной им земли и других природных ресурсов.

Развивается процесс добровольного создания кооперативов по совместной обработке земли, сбыту, оказанию иных услуг в деревне, производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Право землепользования при создании этих кооперативов остается у крестьян.

Крестьянские хозяйства, производящие продукцию для самообеспечения, обрабатывают участки площадью в среднем 0,5–1 га. Крепкие товарные хозяйства, получившие землю по количеству едоков, арендующие ее дополнительно, применяют наемный труд, оплачивают стоимость работ, питание рабочих.

От семейных крестьянских хозяйств отличаются частные фермы, использующие земельные участки увеличенных размеров за счет приобретения прав на них у бедных крестьянских хозяйств на основе аренды, применения наемной рабочей силы и уплаты дополнительного налога.

Только в 1990-х гг. стали выдаваться документы о праве землепользования постоянным пользователям земли, которые получили права обмена, переуступки, передачи в аренду, по наследству, в залог прав землепользования. При этом государство регистрирует эти сделки, устанавливает предельные размеры и не допускает изменений целевого назначения участка.

Срок предоставления земли для выращивания однолетних культур и аквакультуры составляет 20 лет, для выращивания многолетних технических культур – 50 лет. Если крестьяне не нарушали законы, регулирующие

природопользование, и желают продолжать обработку земли, государство предоставляет землю для дальнейшего использования. Размер получаемой бесплатно площади земли зависит от цели использования и земельного фонда района.

Если в ходе реформы 1980-х гг. кооператив продолжал выполнять для крестьянской семьи обработку земли, орошение, внесение удобрений на основе внутрихозяйственного расчета, то в 1990-х гг. семья стала рассматриваться в качестве ключевой хозяйственной единицы на селе и многие работы осуществлять своими силами. Отменена была обязательная продажа продукции государству через кооператив, а отношения обмена между государством и крестьянами переведены на рыночные принципы.

По мере углубления в XXI в. разделения труда и развития товарного хозяйства, отмечают вьетнамские ученые, приходят в противоречие с потребностями экономики уравнительность, безвозмездность, жесткость закрепления земли за двором. Размытость отношений семейного хозяйства и коллективного хозяйства, состояние ответственности, взаимных прав и обязанностей, падение договорной дисциплины и переход к устным договоренностям не способствуют укреплению и реализации договора семейного подряда.

Становятся неясными правовые основы коллективных хозяйств, которые не укрепились в роли заказчиков, юридических лиц, остались без земли, раздав ее дворам. Оставшиеся в коллективной собственности лишь ирригационные и некоторые иные сооружения не всегда позволяют обслуживать все необходимые участки производственного процесса, противостоять стихийным бедствиям.

Понимание сильных и слабых сторон и вариантов правового регулирования земельных и иных природоресурсных отношений позволяет своевременно принимать законодательные меры, направленные на надлежащую и справедливую организацию использования и охраны земель и иных природных ресурсов.