Вербальный имидж
Мнение о руководителе формируется в том числе на основе его вербальной коммуникации. По речи, активному словарю, который использует человек, можно всего по нескольким произнесенным им фразам определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе. Особенно большое значение имеет вербальный имидж при общении с прессой.
Большое значение для вербального имиджа имеют всевозможные оговорки, которые бывают у каждого. Иногда эти оговорки могут нанести непоправимый удар по имиджу, так как выдают скрытые, часто неосознаваемые самим человеком желания. Классический пример – когда председатель, открывая собрание, говорит: "Позвольте наше собрание считать закры... то есть открытым". При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует стараться говорить на молодежном сленге, чтобы приобрести популярность среди молодежи.
Всевозможные "присказки" и "слова-паразиты" также являются частью вербального имиджа, как правило, они свидетельствуют о неуверенности говорящего. Например, присказкой "как говорится" человек будто снимает с себя ответственность за сказанное, демонстрирует свою неуверенность в сказанном; то же самое можно сказать о присказке "так сказать" – она свидетельствует об общей неуверенности говорящего; "понимаешь" – сублимированная форма "ты-обращения", т.е. желания поставить партнера в позицию "снизу". Многие вводные слова – сублимированные формы сниженной лексики. Приговорка "вот" свидетельствует о том, что говорящий с трудом подыскивает слова, и это также не добавляет позитива вербальному имиджу говорящего.
Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта. Если на первое место ставится фамилия, подчеркивается статус говорящего, его позиция "сверху". Если сначала идет имя-отчество, говорящий создает более доброжелательную атмосферу, общение партнерского типа.
Невербальный имидж
К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. А так как это более древний канал, чем вербальный, бо́льшая часть этой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации передается именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая "двойная ловушка") реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.
К видам невербальной информации относятся следующие.
1. Оптико-кинетическая система знаков – это жесты, мимика, пантомимика. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков придает общению нюансы. Нужно помнить, что в различных культурах эти нюансы могут быть неоднозначными. Изучением этой сферы невербального общения занимается наука кине- сика.
Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу "подсознание – подсознание", т.е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом.
Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (не скрещивая руки или ноги). Концы носков показывают направление желаемого передвижения, поэтому если вы сидите, положив ногу на ногу и носок вашей ноги повернут в сторону двери, вы тем самым демонстрируете желание поскорее уйти.
Наклон головы несет значимую информацию: так, наклон головы вперед со взглядом из-под бровей воспринимается как агрессия, вызывает у слушателей нервно-психическое напряжение и блокирует познавательные процессы, может вызвать даже ответную агрессию. Голова, откинутая чуть назад, демонстрирует пренебрежение к собеседнику, позицию свысока. В ситуации слушания оптимальна "голова внимающего" – с небольшим наклоном набок. Имеет значение и поворот головы в сторону собеседника, демонстрирующий интерес, внимание. Важной имиджформирующей информацией является улыбка, однако она должна использоваться дозированно: в момент обращения к собеседнику, в момент его обращения к вам лично, в начальной и заключительной части встречи как знак позитивного отношения. Постоянно улыбающийся руководитель выглядит несерьезно.
2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, несомненно, являются дополнением к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.
3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса также несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Приход вовремя к началу встречи символизирует уважение по отношению к партнеру. Особая область исследований – проксемика – занимается изучением норм пространственной и временной организации общения.
Большое влияние на характер общения оказывает дистанция между общающимися. Выделены такие характеристики дистанции в общении, как:
0–45 см – интимное общение;
45–120 см – межличностное общение;
120–400 см – социальное расстояние, деловое общение;
400–750 см – публичное общение.
Меняя дистанцию, можно воздействовать на восприятие себя окружающими, на характер общения с ними. Расположение в пространстве также влияет на формирование имиджа: классическое расположение "руководитель во главе стола" демонстрирует приверженность авторитарному стилю общения, консерватизм; расположение за круглым столом снимает этот эффект, подчеркивает равенство общающихся.
4. Контакт глаз – также важная знаковая система, используемая в визуальном общении. Поддержание контакта глаз указывает на желание поддерживать общение, на внимание к собеседнику, искренность. Наоборот, отсутствие контакта глаз способствует прекращению контакта, вызывает ощущение неискренности, закрытости, недоверия, снижает аттракцию.
Все компоненты имиджа руководителя работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к нему. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств индуктора. Важно, чтобы образ руководителя был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах, а также целях, ценностях и миссии руководителя, не противоречащих целям, ценностям и миссии организации.