Вербальное и невербальное общение

В процессе общения люди обмениваются друг с другом различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс общения может быть понят как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Традиционно принято различать вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и коммуникацию невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Речь является самым универсальным средством коммуникации, она представляет собой исторически сложившуюся форму общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Язык выступает как общественно необходимая, социально фиксированная и исторически обусловленная система. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Речь и язык представляют собой сложное диалектическое единство. Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает родной язык и учится пользоваться им в собственной речи.

В процессе коммуникации речь выполняет функции сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек может указывать на какой-либо предмет, эта функция называется указательной, или индикативной. Сообщая что-то, человек может высказывать свои суждения по какому-либо вопросу, эта функция называется предикативной, или функцией высказывания. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания - функция побуждения. Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т.п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности. В свою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов. Здесь важны живость, образность языка, доступность для понимания.

Хотя речь и служит универсальным средством общения, она необходимо дополняется употреблением невербальных средств общения, которые, по мнению многих исследователей, имеют для коммуникации гораздо большее значение, чем сами речевые высказывания. В психологии выделяют четыре формы невербальной коммуникации: кинесику, паралингвистику, экстралингвистику, пространственно-временную организацию и визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинесика - это система средств общения, включающая жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук - жестикуляция; лица - мимика; позы - пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела является выражением эмоциональных реакций и состояний человека. Включение кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы, которые оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар.

Выразительные движения, по замечанию С. Л. Рубинштейна, представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо понимать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ во внешнем действии.

Дополнением к вербальной коммуникации служат паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистика - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливаний, плача, смеха, сюда же относят темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают особой знаковой системой. Область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, называется проксемикой. Пространство и время несут важную смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Окрик в спину может, наоборот, иметь отрицательное значение для процесса коммуникации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров, так и в массовых аудиториях.

Некоторые нормативы, разработанные в различных культурах относительно временных характеристик общения, тоже являются дополнениями к семантически значимой информации. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название хронотопов. Описаны, например, хронотопы "больничной палаты", "вагонного попутчика" и др. Специфика ситуации общения иногда создает здесь неожиданные эффекты воздействия, например не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, будь то случайный попутчик или сосед по палате.

Визуальное общение - это контакт посредством глаз, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Многие исследователи считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить мерой их симпатии друг к другу. Во многом этот фактор зависит от культурных традиций: в одних странах контакта глаз избегают из уважения к собеседнику, в других - прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.

Каждая из описанных невербальных систем коммуникаций использует собственную знаковую систему, свой код. Для правильного взаимопонимания кодификация и декодификация этих систем должна быть известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что можно считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению тоже владел им. Непонимание значения кода может стать причиной искажений коммуникативного процесса и в конечном счете привести к нарушению общения.