Вербальная шкала
1. Осведомленность: 30 вопросов, ответы на которые требуют разнообразных знаний, приобретаемых индивидом по мере приобщения к культуре.
Пример
Что нужно сделать, чтобы вскипятить воду?
2. Сходство: 19 заданий, в которых испытуемый должен объяснить, в чем сходство двух объектов.
Пример
Чем похожи локоть и колено?
3. Арифметика: 24 задачи, решаемые устно, аналогичные тем, что встречались в курсе арифметики для начальной школы.
Пример
Сколько будет, если к 2 карандашам прибавить 3?
4. Словарный запас: 30 заданий, в которых испытуемый должен объяснять значения слов.
Припер
Что такое велосипед?
5. Понимание: 18 заданий, в которых испытуемого просят объяснить, как надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то правилам, обычаям. Требуется проявить здравый смысл, понимание общественных норм, способность к практическим суждениям.
Пример
Почему фамилии в телефонной книге расположены в алфавитном порядке?
6. Повторение цифр диагностирует оперативную память; состоит из двух частей: запоминания и воспроизведения цифровых рядов, содержащих от 3 до 9 цифр, в порядке, в каком они произносились психологом, а потом запоминания и воспроизведения рядов, содержащих от 2 до 8 цифр, в обратном порядке.
Невербальная шкала
1. Завершение картинок: испытуемому предъявляют 30 карточек, на каждой из которых изображены объекты или ситуации, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать или показать, чего недостает в каждой картинке.
Пример
Изображена рука, на которой не хватает ногтя на одном из пальцев.
2. Кодирование: испытуемый должен копировать простые символы, соотнесенные с простыми геометрическими фигурами (кодирование уровня А) или с цифрами (кодирование В); для выполнения задания используется ключ.
3. Упорядочивание картинок: 14 заданий, каждое из которых состоит из набора картинок, изображающих какую-то ситуацию или историю; их нужно расположить в последовательности, уложив в объединяющий их сюжет.
4. Композиция из кубиков: 12 заданий, в которых но образцу или рисунку следует сложить из кубиков тот же рисунок; бывают композиции из двух, четырех и девяти кубиков.
5. Сборка объекта: пять заданий, в каждом из которых испытуемый должен сложить определенную фигуру из предъявляемых ему частей.
Пример
Дается шесть частей, из которых можно сложить изображение мяча.
6. Лабиринты: 10 изображенных линиями на листах бумаги лабиринтов возрастающей трудности, в которых следует начертить путь выхода из центра изображенной там фигурки человека.
Значительность изменений в новых модификациях теста Векслера по сравнению с методикой в версии Панасюка (1973) рассмотрена в статье М. К. Акимовой[1]. Они касаются как процедуры, так и содержания теста. Эти изменения, вероятно, адекватно отражают происшедшие на протяжении полувека изменения в психическом развитии детей диагностируемого возраста. Последние нельзя не замечать, поэтому следует отказаться от использования устаревшего варианта методики Векслера.
В методику для детей WISC IV (2003) были введены следующие новые по сравнению с WISC 111 субтесты: Понимание картинок, Буквенно-числовые последовательности, Матрицы, Вычеркивание, Понимание. В этой редакции теста отказались от получения трех IQ, заменив их вычислением четырех показателей: Вербальное понимание, Перцептивное рассуждение, Память и Скорость выполнения. В шкалу Вербальное понимание вошли субтесты "Сходство", "Словарь", "Понимание", "Осведомленность"), в шкалу Перцептивное рассуждение — субтесты "Конструирование из блоков", "Матрицы", "Завершение картинок", "Понимание картинок", в шкалу Памяти — "Повторение цифр", "Арифметический" и "Буквенно-числовые последовательности", в шкалу Скорости выполнения — субтесты "Кодирование", "Поиск символа" и "Вычеркивание". Эксплораторный факторный анализ подтвердил наличие этих четырех составляющих.
Стандартизация этого теста была проведена на репрезентативной американской выборке численностью 2200 человек, стратифицированной по возрасту, полу, расе, уровню образования родителей, региону проживания. Гомогенность шкал — от 0,79 до 0,97, ретестовая надежность — 0,86—0,93 (с интервалом 32 дня).
В методике для взрослых WAIS IV (2008) помимо аналогичных изменений была изменена структура тестирования: выделены основные и дополнительные субтесты, распределенные по четырем шкалам (Вербального понимания, Перцептивного рассуждения, Памяти и Скорости выполнения), исключены два субтеста предыдущих редакций ("Сборка объекта" и "Упорядочивание картинок"), введены три новых субтеста ("Перцептивные головоломки", "Вес фигур", "Вычеркивание"). Вместо трех 1Ц, как в предыдущих редакциях, получают показатели для каждой из четырех шкал. К шкале Вербального понимания отнесены основные субтесты — "Сходство", "Словарный" и "Осведомленность" и один дополнительный — "Понимание". Во всех перечисленных вербальных субтестах заменено большое количество заданий, пересмотрены правила их оценивания и введены дополнительные примеры правильных ответов. В шкалу Перцептивного рассуждения вошли три основных субтеста ("Конструирование из блоков", "Матрицы" и "Визуальные головоломки") и два дополнительных ("Завершение картинок" и "Вес фигур"). В шкале Памяти вместо "Запоминания цифр" (как в предыдущих редакциях) присутствуют два основных субтеста ("Расстояние между цифрами" и "Арифметический") и один дополнительный ("Буквенно-числовые последовательности"). Для диагностики скорости выполнения используются два основных субтеста — "Поиск символа" и "Кодирование", а также один дополнительный — "Вычеркивание".
Причинами пересмотра VAIS были необходимость расширения клинического использования, улучшение оценки психического развития, модернизация оснований для выявления структуры интеллекта (флюидного и кристаллизованного). Общее время обследования но основным субтестам составило 60—90 минут. По мнению авторов этой редакции, сокращение времени тестирования и увеличение примеров выполнения заданий способствуют улучшению атмосферы диагностирования, повышению мотивации на обследование со стороны испытуемых. Этот тест шире используется для клинических групп — с речевыми нарушениями, депрессией, аутизмом, деменциями альцгеймеровского типа, умственно отсталых. Все новые редакции Шкал Векслера обладают более высокими психометрическими характеристиками по сравнению с предыдущими.