Вера и искусство управления
Не следует думать, что можно добиться высокого энергетического потенциала веры в управлении посредством искусственного построения поведения определенным образом или призывами верить в успех. Вера очень чувствительна к фальши. Она возникает не из замысла и намерений, а из искренности внушения, положительных эмоций и опыта реализации веры. Вера углубляется, укрепляется и поддерживается лишь тогда, когда существует необходимая для нее среда обитания. Искусственная среда не дает полноценных плодов веры. Менеджер должен не имитировать веру, а иметь ее. Но как это сделать? Учиться самовнушению.
Известно, что в управлении важную роль играет цель. Она источник всех управленческих решений, она основа оценки ситуаций и проблем.
Цель не может быть абсолютно и полностью объяснима и обоснована, потому что она – образ будущего, которое нельзя предвидеть, нс имея абсолютных знаний законов природы и общества. Значит, помимо знания цели, необходимо иметь веру. А как сформировать веру в цель? Превращением цели в лозунг? Разъяснением цели? Бесконечным повторением ее формулы? Вероятно, нет. Это не путь рождения веры в цель. Менеджеру необходимо углубление собственной веры самовнушением и, конечно, достаточным знанием, собственным отношением к цели, проецируемым на служащих (группу людей). Менеджеру надо "излучать" веру в цель в своей практической деятельности. Может быть, это и называется "повести за собой".
Сочетание видов мотивации в процессах менеджмента
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо выбирать наиболее подходящие в существующих условиях виды мотивации. Но дело не только в выборе. В реальной практике надо комбинировать различные виды мотивации, сочетать их определенным образом. В этом – ключ успеха, и это большое искусство менеджмента. Каждый вид мотивации в отдельности обладает положительными и отрицательными свойствами, которые проявляются в соответствующих условиях.
Мотивации ответственности, например, должна соответствовать мотивация вознаграждением. Явное преобладание одного над другим может иметь отрицательные последствия или вообще не иметь никакого эффекта.
Современный менеджмент все в большей мере становится менеджментом мотивационным, потому что в нем заложен большой потенциал эффективности. Но реализовывать этот потенциал довольно сложно. Это зависит от профессионализма, искусства менеджмента, научного подхода, понимания человека и тайных пружин активизации его деятельности.
ПИР
Традиционная мотивация
1. Мотивация – необходимый элемент менеджмента, роль и значение которого повышаются по мере развития цивилизации.
2. В мотивации в наиболее полной мере реализуется человеческий фактор управления.
3. Систему мотивации необходимо проектировать и формировать с учетом реальных условий функционирования организации.
4. Нельзя сводить мотивацию только к системе оплаты труда. Социально-психологические факторы мотивации не менее, если не более, важны.
5. В современном менеджменте культура и творчество являются также мотивирующим фактором эффективной деятельности персонала.
Мотивация верой
1. Каждый человек имеет веру. Она всегда находит отражение в деятельности человека.
2. Невозможно эффективно управлять, не видя и не учитывая энергетический потенциал человека. Одним из элементов этого потенциала является вера.
3. Искусство управления, помимо всего прочего, проявляется и в том, что менеджер способен воодушевлять своей верой в цель и миссию, удачу и успех, возможности и достижения.
4. Вера – это не пустые призывы и лозунги, это убежденность и настойчивость, последовательность и устойчивость позиций, личный пример энтузиазма и уверенности.
5. Верой нельзя спекулировать, она опирается на нравственность и достоинство.