Великобритания
По подсчетам британских экономистов, Великобритания потеряла во Второй мировой войне 7,3 млрд фунтов, или почти 1/4 национального богатства. Страна попала в экономическую зависимость от США (задолженность по кредитам составляла 4,6 млрд долл.), резко отстав по доле в промышленном производстве (11,7% против 54,6% у США) и в мировых запасах золота (4,4% против 57,3%).
Существенно снизился уровень жизни. Уже в первые месяцы войны цены на продовольственные товары выросли на 30–50%. При этом если в начале войны недельный заработок у мужчин и женщин составлял 89 и 38 шиллингов, то к концу войны – 121 и 63 шиллинга соответственно.
Государство благосостояния. Рассмотрев выше "социальное государство" в историческом контексте американской экономики и переходя к Великобритании, нельзя не видеть кардинальные различия уже в формулировке базового определения.
Английские политики и ученые усматривают наличие признаков "государства благосостояния" уже в самом факте выделения государством каких-либо средств на образование, здравоохранение, а также обеспечение занятости и социальное страхование. Исходя из этого определения, в качестве точки отсчета истории современного "социального государства" англичане берут создание в 1832 г. Королевской комиссии, разработавшей поправку 1834 г. к Закону о бедных.
Следующим этапным событием в развитии английского "государства благосостояния" рассматриваются реформы, проведенные в 1906–1914 гг. либеральной партией (Liberal welfare reforms).
Первой из них было введение в 1906 г. бесплатных школьных завтраков (при платном, как правило, образовании). Впрочем, обязательным для школ этот акт стал лишь в 1914 г.
В 1908 г. были введены пенсии лицам старше 70 лет в размере 5 шиллингов в неделю (13 фунтов в год), доплачивавшиеся тем, чей годовой доход был менее 31,5 фунта. В целом, несмотря на мизерный размер пособий, английская социальная программа начала XX в. уже самим фактом своего появления обозначила продвижение в направлении, на которое Германия вышла за 30 лет до Англии.
Теоретические контуры новой концепции социальной защиты стали складываться в годы после Великого кризиса 1929–1933 гг. под влиянием кейнсианской экономической модели.
Известная как "доклад Бевериджа" (опубликован в 1942 г.), эта концепция была реализована при лейбористском правительстве Эттли. В 1948 г. была создана Национальная служба здравоохранения (отдельно для Англии, Ирландии, Уэльса и Шотландии), и в том же году, в развитие закона о страховании 1911 г., – Министерство национального страхования.
-1980-е гг.
Как и в других странах, военная экономика Великобритании потребовала усиления регулирующей роли государства.
Доля ВНП, распределение которой опосредуется государством, выросла за 1939–1944 гг. с 24 до 55%, причем 2/3 этих благ составляли затраты на военные нужды. На строительство оборонных предприятий было инвестировано 90 млн фунтов.
С началом войны государство национализировало энергетический комплекс (электростанции, уголь, газ), железные дороги, некоторые авиакомпании, а также Английский банк. В 1950– 1951 гг. к ним добавились металлургические, самолето- и судостроительные предприятия. Их владельцам были выданы облигации на сумму 2,5 млрд фунтов с гарантированным твердым доходом.
В 1945 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы, провозгласившие переход к социализму путем национализации промышленности. В 1947 г. был взят курс на проведение режима экономии, который подразумевал замораживание зарплаты, доходов и ограничение потребления граждан. Благодаря этому уже к 1948 г. промышленность смогла достигнуть довоенного уровня, и к началу 1950-х гг. экономический потенциал Англии был практически полностью восстановлен.
Достигнуть этого удалось также благодаря политике национализации отдельных предприятий и отраслей экономики. Массовая национализация стала ключевым моментом политики правительства К. Эттли (1945–1951 гг.). В декабре 1945 г. был национализирован Банк Англии, в июле 1946 г. – угольная промышленность, в августе 1947 г. – электроэнергетическая промышленность, а в ноябре 1948 г. – черная металлургия. Сумма компенсации бывшим собственникам национализированных отраслей составила 2,5 млрд фунтов.
Частный капитал не был заинтересован в активном развитии этих отраслей, и поэтому эту задачу приняло на себя государство. На обновление основного капитала национализированных отраслей были затрачены огромные средства (свыше 400 млн фунтов па 1952 г.).
Национализация создала предпосылки осуществления государственного планирования и проведения скоординированной макроэкономической политики. Государственный сектор в базовых отраслях создал предпосылки для максимально быстрого развития техники. Размер государственной собственности в послевоенный период достигал в Великобритании в валовом национальном продукте 53%, численность рабочих и служащих, занятых в госсекторе, превышала 3 млн человек.
План Маршалла частично помог решению финансовых проблем Великобритании. За 1948–1950 гг. Великобритания получила по этой программе 337 млн долл, в кредит, а также товаров на 2,35 млрд долл. Выручка от продаж этих товаров, поступавших из США, направлялась в особый фонд, находившийся под контролем США, средства которого можно было расходовать только по разрешению американской администрации и на те производственные цели, которые были прописаны в плане Маршалла.
Но тем не менее в 1949 г. фунт пришлось девальвировать на 30,5%. Выгоду от этого разделили между собой экспортно-ориентированные отрасли, а также покупатели их продукции в США и других странах (девальвация позволяет снизить цену продаваемого товара в долларах).
Таким образом, с дальнейшим усилением позиций доллара как мировой резервной валюты относительно ослаб не только фунт, но и все связанные с ним валюты стерлинговой зоны.
Удорожание импортных товаров усилило инфляцию. В 1952 г. она достигла 10%, что отчасти поглотило эффект возрастания выручки в фунтах за экспортируемые товары.
Правление консерваторов во главе с У. Черчиллем (1951 – 1955 гг.) обозначило резкую смену прежнего курса, в том числе переход к денационализации. Война в Корее подняла среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1953– 1955 гг. до 5%.
С возвращением к власти лейбористов во главе с Гарольдом Вильсоном (1964–1970 гг.) министерство экономики составило первый в истории Англии шестилетний план экономического развития страны на 1965–1970 гг. По этом плану были созданы специальные государственные органы по контролю над ценами, заработной платой, инвестициями. По мере работы над планом приемы индикативного планирования совершенствовались и уточнялись.
В декабре 1966 г. была создана Корпорация по реорганизации промышленности (Industrial Reorganization Corporation), наделенная государственными финансовыми средствами и широкими полномочиями по их использованию в отношении частного сектора, вплоть до изъятия фондов у одних предприятий для передачи их другим.
В 1967 г. Великобритания впервые официально обратилась с просьбой о приеме в "Общий рынок", что было вызвано стремлением активизировать внешнеторговые отношения со странами Европы.
В ноябре 1967 г. фунт был девальвирован вновь. На этот раз доллар подорожал для англичан на 14,3%, что повлекло за собой рост инфляции, превысившей 5%.
Политике лейбористов, направленной па повышение уровня занятости, был положен конец с возвращением во власть консерваторов (1970–1974 гг.). Они взяли курс на проведение жесткой политики в отношении трудящихся, и уже к январю 1972 г. число безработных в Англии впервые в послевоенный период превысило 1 млн человек. Ресурсы, "сэкономленные" на поддержании жизненного уровня и платежеспособного спроса населения, позволили монополиям обновить материально-техническую базу, дополнительно высвободив трудовые ресурсы.
В 1973 г. Англия вошла в состав "Общего рынка".
В 1974–1979 гг. лейбористы (Г. Вильсон, Дж. Каллагэн) снизили нараставшую социальную напряженность.
Пенсии с поправкой на инфляцию были повышены. Также было заморожено повышение коммунальных платежей, на 20% была повышена зарплата шахтерам.
Все эти меры проводились на фоне катастрофических мировых кризисов, связанных с развалом Бреттон-Вудской валютной системы и ростом цен на нефть. Спад деловой активности подстегнул рост безработицы (в 1976 г. – 1,4 млн чел., или 6,1%), а инфляция приблизилась к 20%.
В 1979–1990 гг. у власти находилось консервативное правительство во главе с М. Тэтчер.
Хотя "тэтчеризм" как экономическая политика и отождествлялся с "рейганомикой" в США, многие его аспекты имели английскую специфику.
М. Тэтчер развернула крупномасштабную кампанию но денационализации государственных предприятий. Частным фирмам были проданы угольные шахты, месторождения нефти, заводы авиакосмической промышленности, сталелитейные предприятия.
Налоги на прибыль корпораций были снижены до 35%. М. Тэтчер отменила взносы предпринимателей в фонды социального страхования, ограничила права профсоюзов, объявила незаконными все виды забастовок солидарности, жестоко подавила забастовки шахтеров.
Были отменены все ограничения на экспорт капитала и введены поощрительные стимулы притоку иностранного капитала в Великобританию.
Несмотря на масштабность макроэкономического сдвига в пользу инвесторов и в ущерб конечному потребителю, рост производства и личного потребления при "тэтчеризме" стал наблюдаться только после 1982 г. После окончания мирового кризиса стабилизация цен на энергоносители создала предпосылки планомерной структурной перестройки экономики, при которой модернизация производственной базы и внедрение новых технологий, в том числе ресурсосберегающих, стали проводиться не в ущерб интересам трудящихся и всего населения. Великобритания сохранила свое место в пятерке ведущих капиталистических стран.