Великие путешественники Средневековья
На ранних стадиях формирования туризма как социокультурной практики доминировали индивидуальные путешествия, многие из которых были уникальными и имели огромное значение для развития цивилизации. Во все времена находились люди, которых любознательность и стремление узнать новые страны и народы заставляли предпринимать длительные и опасные путешествия, подчас занимавшие много лет. Знаменитыми стали те путешественники, которые оставили записи и свидетельства о своих приключениях.
Таким великим путешественником по миру Востока в XIV в. был Ибн Баттута, происходивший из торговой и ученой семьи. В 1325 г. он отправился из Танжера в Северной Африке в традиционный для мусульманина хадж в Мекку и Медину, ушел с караваном на восток, прошел Триполи, Александрию, Каир и исчез. Вернулся в родной Танжер Ибн Баттута только через 25 лет бывалым странником. Он стал известен благодаря захватывающим рассказам о своих скитаниях при дворе марокканского султана. Очарованный необыкновенными историями султан даже назначил рассказчику специальное жалованье и предложил совершить новое путешествие в незнакомую Африку.
Ибн Баттута красочно описывал новые земли и необыкновенные обычаи людей в других странах. Он побывал в Иерусалиме, добрался до Дамаска, достиг Мекки и Медины, Багдада, тогдашнего центра исламского мира, а затем продолжил свой путь на восток до самого Китая (рис. 3.1). В рассказах этого путешественника отразился почти весь известный тогда нехристианский мир. Его странствия пролегали через Персию (Иран), Афганистан, Персидский залив и Восточное побережье Африки. Десять лет путешествий заняли Причерноморские степи, берега загадочной Волги с владениями Золотой Орды. Он побывал в Крыму, в торговой Кафе (Феодосии), добрался до Астрахани, Бухары и Самарканда, с караваном мехов прибыл в "страну чудес" Индию, где прожил почти девять лет и даже возглавил индийское посольство в Китай.
История путешествий Ибн Баттуты содержала описание множества опасностей и приключений: встречи с разбойниками, кораблекрушения, заключение в тюрьму, сражения с пиратами, женитьбы на красавицах, нежданные обогащения и потери. Фактически это было даже не путешествие, а бродячая жизнь любознательного и авантюрного по характеру человека. Он восхищался драгоценными камнями на Цейлоне, дворцами в Индии и Китае, освоил занятия моряка, торговца, дипломата, писателя. В рассказах этого путешественника предстают почти все мусульманские страны, восточные города. Он впервые описал императорский дворец
Рис. 3.1. Карта путешествия Ибн Баттуты
и строительство Великого канала в Китае, обычаи народов Индии, привычки чернокожих племен Африки. Это были настолько увлекательные рассказы, что султан Марокко повелел их записать в 1355 г. как "Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий". В XIX в. книга о путешествии Ибн Баттуты стала известна во Франции и вошла в европейскую культуру как средневековый памятник литературы путешествий.
Арабский мир славился и торговыми путешествиями. Арабские купцы уже в X в. добирались до Северной Африки и Средиземноморья, их корабли плавали по Красному морю и Индийскому океану. Путешествия были настолько распространены среди восточных народов, что знаменитый врач из Бухары Абу Али ибн Сина посвятил несколько глав своей книги о врачебном искусстве советам путешественнику и способам оказания помощи в дороге. В частности, советы касались осторожности к незнакомой пище, правил употребления воды в жарком климате, давались наставления для определения качества воды и первой помощи во время морских путешествий.
Такими же известными книгами о "великих путешествиях" стати книги венецианца Марко Поло о Китае и русского купца Афанасия Никитина "Путешествие за три моря" об Индии. Великий путешественник Марко Поло происходил из купеческой семьи Венеции, знаменитого центра средневековой международной торговли, города космополитического и активного, богатого па предприимчивых людей и постоянно принимающего иноземцев. Братья Николо и Маттео Поло в 1260 г. отправились в путешествие на Восток, через Константинополь в прикаспийские города. Через несколько лет братья Поло вернулись в Рим как посланцы империи монголов, которой тогда правил внук знаменитого Чингисхана. После неудачных переговоров в Риме братья снова отправились в путь по тому же маршруту, взяв с собой юного члена их многочисленного семейства – Марко. Так началось великое путешествие на Восток знаменитого путешественника Марко Поло, описанное им в сочинении "Книга о разнообразии мира". В течение 17 лет Марко Поло путешествовал по разным странам Востока в качестве посланника монгольского хана Хубилая. В его книге описываются большинство стран и пародов того времени: Бирма, Армения, Корея, Сибирь, Индия, Тибет. Путешественник описывает климат и облик различных территорий, обычаи и культуру населявших их народов. Книга была написана столь живо и повествовала о таких необычных вещах, что на несколько веков стала настоящим бестселлером у европейского читателя, а также источником сведений для ученых. Произведение Марко Поло дало европейцам первые сведения о далеком Востоке, в те времена – окраине известного мира. Кроме того, она послужила источником для составления первых карт азиатских территорий.
Великие путешественники в Средние века и раннее Новое время пускались в странствия на свой страх и риск. "Взгляд путешественника" на иные страны и народы составил целый пласт литературы приключений и путешествий. Начиная с XVI–XVII вв. между странами пролегают все более жесткие правовые границы. Правители и государственная власть все определеннее ограничивает передвижение людей на своей территории, а иноземцев – в первую очередь. Монастыри стали выдавать специальные документы паломникам, чтобы их не арестовали за бродяжничество. В 1548 г. в британском законодательстве впервые появилось слово "паспорт". В XVI в. разрешение на "заморское" путешествие можно было получить в Британии за довольно высокую плату.