Век науки и разума

Именно XVII в., когда трудились Ньютон, Галилей, Декарт, Лейбниц, Паскаль, Гюйгенс, Кеплер, Ф. Бэкон, Р. Бойль и Левенгук, оказался самым продуктивным периодом развития физических и математических наук. Научное описание реальности связано с измерением: на мир ученые начали смотреть через физические приборы – микроскоп, телескоп, фотоаппарат, весы, термоэлементы, счетчики.

В результате возникла "социальная физика" XVII в., создатели которой (Гоббс, Спиноза, Декарт, Вейгель, Лейбниц и другие) отказались от антропоморфизма, телеологизма, морализма. Иными словами, вывели субъекта и объекта социологического познания – человека – за скобки научного исследования.

Многие европейские мыслители XVII–XIX вв., в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII–XVIII вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: "общество", "культура", "цивилизация", "классы", "структура", "функция" и некоторые другие.

Просвещение – необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Историческая справка. Просвещение – культурно-исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в., чьей целью служили реформы общества и развитие науки. Отправной точкой Просвещения считается выход в свет сочинения "Опыт о человеческом разумении" ("Essay Concerning Human Understanding") в 1690 г. английского философа-просветителя и политического мыслителя Джона Локка (1632–1705), который критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергая теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Он сформировал собственную теорию идей государственного устройства и теорию познания.

Просвещение позволило иначе взглянуть на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

Как и предсказывали философы, человеческое общество постоянно изменяется. Особенно серьезные изменения произошли в XVIII в. – революция в Америке, французская революция и индустриальная революция в Англии определили ведущую роль западной цивилизации в последующем развитии человечества. Начали рушиться старые монархии в Европе, хотя их агония продолжалась до XX в. В Северной и Южной Америке появились демократические правительства. Франция, после неудачного старта, быстро продвигалась в направлении к демократии. Вслед за ней медленно продвигалась Англия.

Историческая справка. Промышленная революция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII и продолжался в течение всего XIX в. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия – в конце XVII в. В середине XVIII в. центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная – в Англии, политическая – во Франции, философско-эстетическая – в Германии. За сто лет – от 1689 до 1789 г. – мир изменился неузнаваемо.

Социологический практикум

Известны несколько институций зарождения науки – университетская кафедра, университетская аудитория, библиотека, дискуссионный клуб, в том числе английские пабы и парижские кофейни эпохи Просвещения, университетские кампусы. Опишите и сравните их. Подготовьте эссе на 3–4 страницы.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т.д., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий – аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Идею "естественных прав" развила и дополнила концепция "общественного договора", благодаря которой радикально изменялся господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве, на подлинного субъекта государственного суверенитета (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк).

Королевская обсерватория в Гринвиче, основанная Карлом II – любителем научных исследований

Историческая справка. Историки спорят, в какой степени масонство являлось частью или даже основным фактором развития социальной и политической мысли в эпоху Просвещения. К масонам принадлежали такие известные деятели Просвещения, как Монтескье, Вольтер, папа римский, Гораций Уолпол, сэр Роберт Уолпол, Моцарт, Гете, Фридрих Великий, Бенджамин Франклин и Джордж Вашингтон.