Ведомственный процессуальный контроль при производстве дознания и предварительного следствия
Ведомственный процессуальный контроль — это правовая деятельность начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа по осуществлению процессуального руководства (контроля) за полнотой и качеством расследования уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных им дознавателей и следователей, обеспечению основных нрав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Вся деятельность начальника органа (подразделения) дознания, руководителя следственного органа состоит из совершения действий и принятия решений. Она осуществляется в формах процессуального и организационного контроля.
Процессуальный контроль основывается на уголовно-процессуальных полномочиях начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа и предназначен для регулирования отношений между начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем, а также руководителем следственного органа и следователем при расследовании уголовных дел.
Организационный контроль основывается на административных полномочиях руководителей органов дознания, подразделений дознания, предварительного следствия и осуществляется в ходе административно-служебной деятельности по принципу подчиненности дознавателя начальнику органа дознания или начальнику подразделения дознания, а следователя — руководителю следственного органа. Каждое законное организационное распоряжение (указание, приказ) начальника органа (подразделения) дознания или руководителя следственного органа обязательно для исполнения соответственно дознавателем либо следователем.
Ведомственный процессуальный контроль при производстве дознания
Система органов дознания России представлена органами внутренних дел РФ и входящими в их состав территориальными, в том числе линейными, управлениями (отделами, отделениями) полиции, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иными органами исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД; органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органами Федеральной службы судебных приставов, а также должностными лицами, наделенными полномочиями органов дознания: командирами воинских частей, начальниками военных учреждений и гарнизонов, начальниками органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, органов уголовно-исполнительной системы и т.д. (ст. 40, 157 УПК). Органы дознания наделены широкими полномочиями по производству дознания и неотложных следственных действий.
Процессуальные полномочия за своевременностью действий дознавателя по производству неотложных следственных действий и дознания в органах внутренних дел имеют начальники органов внутренних дел.
Начальником органа дознания является должностное лицо органа дознания (в том числе заместитель начальника органа дознания), уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом (п. 17 ст. 5 УПК).
Процессуальные полномочия начальника органа дознания содержатся в ст. 41, 144, 157, 225 УПК и реализуются при расследовании уголовных дел в формах:
- поручения дознавателю проверки сообщений о преступлениях (п. 17 ст. 5 УПК);
— согласия на продление по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении от трех до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК);
- поручения дознавателю производства неотложных следственных действий (ст. 157 УПК);
- поручения дознавателю производства дознания (п. 17 ст. 5 УПК) по делам, производство предварительного следствия по которым является необязательным (не допускается возложение этих полномочий на лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-разыскные мероприятия — ч. 2 ст. 41 УПК);
- указания дознавателю о производстве расследования уголовного дела (ч. 4 ст. 41 УПК);
- рассмотрения жалобы (возражения) дознавателя на указания начальника подразделения дознания (ч. 4 ст. 401 УПК);
— утверждения обвинительного акта (ч. 4 ст. 225 УПК);
— утверждения обвинительного постановления (ч. 2 ст. 226.7 УПК)"
Начальником подразделения дознания является должностное лицо, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение дознания, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 171 ст. 5 УПК).
Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания содержатся в ст. 401 УПК и реализуются при расследовании уголовных дел в формах:
— проверки материалов уголовного дела, расследуемого дознавателем;
— указания дознавателю о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, объеме обвинения, квалификации преступления;
— изъятия у дознавателя уголовного дела и передачи его другому дознавателю;
— отмены необоснованных постановлений дознавателя о приостановлении уголовного дела;
— внесения прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя;
— создания и руководства группой дознавателей. К работе группы дознавателей начальником подразделения дознания могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД (ст. 2232 УПК).