Веданта (Vedanta)
Термин "веданта" в буквальном переводе означает "конец вед", "завершение вед". Первоначально этим словом назывались Упанишады – книги, представляющие собой религиозно-философские комментарии к ведам[1]. Позднее термин "веданта" стал применяться ко всем учениям и идеям, основанным на упанишадах.
Веданта, как и миманса, опирается исключительно на авторитет вед и примыкающих к ним священных текстов. Поэтому не удивительно, что во многом она близка к мимансе. Иногда ее даже называют "поздней мимансой" ("уттара-миманса") и объединяют в одну группу с мимансой[2]. Но в отличие от мимансы, где центральное место занимает осмысление ведического ритуала, веданта стремится дать философскую интерпретацию божественному откровению, изложенному в текстах вед. Как самостоятельная философская школа веданта сложилась примерно к VII–VIII вв. и была наиболее авторитетной и широко распространенной школой индийской философии в эпоху Средневековья.
Основные труды. Бадараяна (или Вьяса). "Брахма-сутра" ("Веданта-сутра"), а также различные комментарии к "Брахма-сутре".
Философские воззрения. Веданта и другие школы индийской философии. Веданта на разных стадиях своего развития восприняла и переработала различные идеи других школ и в первую очередь ранней мимансы (пурва-мимансы), санкхьи и буддизма. Но при этом именно буддизм был основным идейным противником веданты.
В свою очередь веданта, и особенно в подходе Шанкары, оказала серьезное влияние практически на все направления индийской философии.
Стадии развития и основные течения. В развитии веданты можно выделить три основных периода (табл. 42).
Таблица 42
Периоды развития веданты
Период |
Стадии развития |
Основные тексты |
VI в. до н.э. – VII в. н.э. |
Ранняя, или "поэтических прорицаний |
Упанишады, Бхагавадгита[3] |
VII–VIII вв. н.э. |
Систематизации |
Брахма-сутра (Веданта-сутра) |
После VIII в. н.э. |
Разработки |
Комментарии |
Первая стадия в основном относится к эпохе Древнего мира, вторая и третья – к Средневековью. На первой стадии возникли те тексты, которые позднее стали основой философских идей веданты. На второй стадии Бадараяна (или Вьяса) в своем трактате систематизировал эти идеи, а на третьем – они получили дальнейшее всестороннее развитие.
При этом сформировалось несколько самостоятельных течений и школ внутри веданты, создателями которых были Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Валлабха, Нимбарка и др.
Идеи веданты в ведах и упанишадах. Уже в Ригведе имеется гимн, где говорится о существовании единой верховной сущности – Пуруши, которая пронизывает всю Вселенную, но находятся вне ее; все объекты, имеющиеся в мире (как живые, так и неживые) являются частями этой сущности. В упанишадах имеет место концепция единой безличной реальности, или единой Мировой души – Брахмана. Мир берет свое начало из этой реальности (или души), в ней он пребывает и в нее же возвращается (при разрушении мира).
Проблема соотношения Брахмана и "Я". Одна из центральных проблем веданты – это проблема соотношения отдельных объектов – неодушевленных предметов и особенно индивидуальных человеческих душ (наше "Я") – с Брахманом (схема 52).
Схема 52. Человеческое "я" и Брахман
Три школы веданты по-разному отвечают на этот вопрос (табл. 43).
Школы веданты
Таблица 43
Школа и ее основатель |
Философская характеристика |
Решение проблемы |
Адвайтаведанта Шанкара |
Монизм |
Человеческое "я" и Брахман абсолютно тождественны |
Вишиштаведанта Рамануджа |
Относительный монизм |
Человеческое "я" и Брахман относятся друг к другу как часть и целое |
Двайтаведанта Мадхва |
Дуализм |
Человеческое "я" и Брахман совершенно различные сущности, хотя человеческие души зависят от Брахмана |
Соответственно, по-разному решается в этих школах и вопрос о сущности эмпирического мира, который обычный человек принимает за реально существующий (табл. 44).
Таблица 44
Брахман и эмпирический мир
Школа |
Тип взаимоотношения |
Адвайта-веданта |
Реален только Брахман, мир и индивидуальные человеческие души – это иллюзия |
Вишишта-веданта |
Неодушевленный мир и человеческие души неразрывно связаны с Брахманом, это его "части"; все вместе они составляют реальность более высокого порядка, нежели эмпирический мир |
Двайта-веданта |
И неодушевленный мир, и человеческие души одинаково реальны, но они зависят от Брахмана |
Наибольшее распространение и известность среди всех школ веданты получила школа Шанкары, т.е. адвайта-веданта. Эта же школа первой оформилась в рамках веданты как самостоятельная.
Адвайта-веданта. Основоложником адвайта-веданты был индийский религиозный проповедник и философ Шанкара (VII – начало VIII вв.). Интересно, что многие его последователи и почитатели считают его воплощением бога Шивы.
Все многочисленные объекты, существующие в мире, едины: все они есть Брахман; в мире нет ничего, кроме Брахмана. Любая множественность – это иллюзия, и сам по себе этот мир есть иллюзия, созданная посредством магической силы (майя) богом Брахманом.
Шанкара утверждает, что мы воспринимаем множество объектов мира в силу нашего незнания (авидья) их подлинной сущности, именно наше незнание скрывает от нас единого Брахмана и придаст ему вид множества объектов мира.
К освобождению мы приходим, только избавившись от неведенья, т.е. усвоив знания, заключенные в веданте. Для этого человек должен:
• установить контроль над своими чувствами и умом;
• отказаться от привязанностей к объектам (поскольку любые объекты – всего лишь порождение колдовства);
• искренне стремиться к освобождению.
Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя посредством постоянных размышлений и созерцания. Этот путь приводит человека к осознанию глубочайшей истины: Я есть Брахман. И хотя после этого душа продолжает пребывать в теле, находящемся во множественном мире, но с этого момента ни тело, ни объекты мира более не сковывают душу, которая осознала свою
Схема 53. Веданта и ее место в средневековой индийской философии
подлинную природу и постигла иллюзорность мира. Теперь душа уже не зависит от мира, а значит, она освобождается и от страданий, существующих в мире. Кроме того, поскольку Брахман есть чистое блаженство, то и душа становится таковым.
На становление и развитие философских идей Шанкары большое влияние оказало учение о пустоте (шунья), разработанное в рамках буддийской философии (Нагарджуна и школа мадхья-мика или шунья-вада – см. с. 163–164).
Судьба учения. В эпоху Средневековья веданта постепенно начала теснить все другие философские школы Индии, и в настоящее время она является самым авторитетным и широко распространенным философским учением в Индии. Впитав в процессе своего развития ряд идей и подходов других школ, веданта, в свою очередь, оказала значительное влияние на все ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии (кроме школы чарвака) (схема 53).