Веб-сайты государственных учреждений

Веб-сайты являются маркером публичности органов власти и управления. По законам многих стран они являются обязательными. По данным на декабрь 2010 г., в мире действует более 250 млн веб-сайтов, а число их пользователей составляет 2 млрд чел.

Из истории развития веб-порталов правительств разных стран

Первые веб-порталы появились в правительственных агентствах США в период с 1995 по 2005 г. IS 2000-е гг. все страны стали иметь порталы, причем они постоянно модифицировались.

Так, порталы Великобритании прошли следующую траекторию развития. Наряду с классическим официально-рекламным государственным, созданным в 1994 г. (www.open.gov.uk), в 2001 г. появился "Британский сетевой портал для граждан" (UK Online Citizen Pönal). В 2004 г. он был заменен на портал "Доступное правительство" (Directgov), который в 2010 г., в свою очередь, был модернизирован с введением инструментов цифрового оценивания. Вместе с названными двумя (официальным и "Доступное правительство") к правительственным относят ngov.uk портал управления премьер-министра, обеспечивающий возможности предоставления широкого перечня государственных услуг, включая подачу петиций, бронирование мест в больницах и оценивание деятельности врачей, равно как и медицинских учреждений в целом и др. Для активации связи управления премьер-министра с населением оно имеет свое представительство в Twitter.

В США официальный портал правительства появился в 2000 г. Сначала он идентифицировался как First.gov и создавался как реализация принципов "Открытого правительства". Сейчас он (с 2007 г. — USA.gov) содержит 27 млн электронных страниц. Понятно, что свои порталы имеют все штаты, министерства и агентства, а Белый дом создал портал Whitehouse.gov. Для оказания специализированных услуг свои порталы разработали налоговое ведомство, статистический комитет, министерство здравоохранения. Особый портал создан для организации публичных обсуждений.

На данный момент в России (пусть с некоторым опозданием) также развернута система веб-сайтов. По количеству она не уступает западным государствам, хотя по качеству их наполнения отставание сохраняется. Веб-сайты имеют все субъекты РФ, включая два вновь принятых в 2014 г. (Крым и Севастополь), и все государственные учреждения.

Постоянно совершенствуется правительственный сайт (www.government. ги): информация о деятельности правительства стала более разнообразной, открылась третья новостная лента "В министерствах и ведомствах". В нем размещены 20 тыс. актов Правительства РФ, появилась поисковая система, создан "Каталог сетевых информационных ресурсов". Принципиально новым стало включение в его структуру раздела "Интерактивные сервисы".

Расширяется сеть правительственных сайтов, пополняясь специализированными порталами электронного правительства (www.e-government.ru) или "Государственные услуги" (www.gosuslugi.ru), рассчитанными на организацию обратной связи с гражданами и проведение интерактивных обсуждений. Настораживает факт требуемой регистрации обращений на обоих сайтах. Это требование в большинстве стран отсутствует.

Как проявление """-правительства" можно рассматривать возникновение следующих порталов:

— "Регионалочка" (regionalochka.ru) — сети для коммуникации профессионалов в области информационных технологий в регионах;

"ГосБук" (gosbook.ru) интерактивного портала, созданного Институтом современного развития (ИНСОР) для обсуждения и обмена информацией, касающейся государственного управления и модернизации;

— Gov2people.ru, в котором его основатели пытаются реализовать идею активизации граждан для решения жизненных проблем и привлечения к государственному управлению.

Многие политики и государственные служащие (Д. Медведев, Р. Кадыров, М. Прохоров и др.) стали участниками социальных сетей, например Twitter.

Оценивая эти порталы, принято выделять три уровня по глубине их содержания.

1. Web-1 — ОГЛАВЛЕНИЕ интернет-ресурсов формирует сравнительно небольшая группа профессионалов, а большинство пользователей являются простыми читателями. Сами сайты в большинстве своем выполняют представительские и информационные функции, соответственно, их оформление напоминает рекламу. Их обязательными блоками являются: история организации; обращение к посетителям первого лица организации; профиль деятельности и основные функции; структура управления и руководства; новости из жизни организации; официальные пресс-релизы, публикации СМИ об организации; анонсы проводимых организацией мероприятий; архив документов.

Постепенно, по мере развития сайты пополнялись полезными отраслевыми сведениями, становясь универсальным источником информации. Развивается система обратной связи: формируется окно посетителей, где ведется статистика посетителей, длительность их нахождения на сайте, число просмотренных ими страниц. Главная задача сайтов Web-1 — предоставить посетителям максимум информации;

2. Web-2 — в создание контента активно включаются сами пользователи. Сайты устроены для организации обратной связи с населением, а их интересы становятся стержнем оформления порталов. Это — активная, интерактивная и многосторонняя коммуникация. Вместе с новыми каналами коммуникациями появляются и новые методы его оформления. Чаще всего используются такие его инструменты, как регистрация посетителей и личный кабинет, целевые почтовые рассылки, проведение опросов и голосований, форумы и гостевые книги, блоги. Их описание приведено в табл. 15.2.

Таблица 15.2. Описание инструментария сайтов типа Web-2

Название инструментария

Его описание

Особенности пользования

Возвратная форма

Окошко в интерфейсе страницы, куда пользователь вводит свой запрос или информацию, которые отправляются администратору сайта

Регистрация посетителей (личный кабинет)

Процедура регистрации, в ходе которой посетителю дается логин и пароль для входа в личный кабинет

Она обязательна, а ее использование даст возможность контроля за пользователем

Целевые почтовые рассылки

Письма со специализированным ОГЛАВЛЕНИЕм, на которые осуществляется подписка

Добровольная, возможность отказа в любой момент

Проведение опросов и голосований

Модуль, мотивирующий пользователей сделать выбор на одном из предложенных вариантов с целью статистики предпочтений

Добровольный, его реализация — проявление активности

Форумы и гостевые

Класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта; состоит из набора разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем и их обсуждения. Каждая тема — гостевая книга

Необходим модератор, который выявляет темы, дает возможность всем высказаться

КИИ

Блоги (интернет-дневники)

Сетевые дневники организаторов сайта и пользователей, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке с возможностью комментария другими пользователями

Блог — способ получения обратной связи и база внештатных корреспондентов, делающих сайт живым и привлекательным

Аудио-и видеоподкастинг

Процесс создание и распространения звуковых и видеопередач

Использование добровольно, популярно

3. Web-3 предполагает, что пользователи уже не только генерируют контент, но и сами его сертифицируют путем ранжирования содержания по степени его интересность, систематизируя сайты по вкусовым пристрастиям. Представляется, что новые методы здесь не возникают, а модернизируются и (или) упрощаются для удобства пользователей.

Пока большинство правительственных организаций соответствует второму уровню, как в России, так и за рубежом, что предопределено недостаточной активностью населения.