Важнейшие субъекты инфраструктуры инновационного предпринимательства в России
В зарубежной и российской практике различают три организационные формы инновационной инфраструктуры: административно-хозяйственную, программно-целевую и инициативную. Первая предполагает наличие крупного научно-производственного центра, под руководством которого проводятся научные исследования, опытно-конструкторские разработки, испытания, внедрение, производство и сбыт инноваций. Программно-целевая форма организации НИОКР предусматривает работу участников инновационных программ и проектов в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой или проектом. Большое внимание уделяется созданию университетско-исследовательских и университетско-промышленных центров. Инициативная форма инфраструктуры организует финансирование научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобретателям-одиночкам, творческим группам и малым инновационным предприятиям.
В российской экономике инновационная инфраструктура представлена в каждой организационной форме. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем по состоянию на 25 ноября 2011 г. поддерживает информацию о 954 организациях инновационной инфраструктуры в России. Важнейшие ее субъекты, функционирующие в административно-хозяйственной и программно-целевой формах, и основные направления их деятельности представлены в табл. 8.2.
Кроме того, в российской экономике развивается инициативная форма инфраструктуры для поддержки малого инновационного предпринимательства. По данным Ресурсного центра малого предпринимательства, в России действует 88 региональных, межрегиональных и других фондов поддержки малого предпринимательства, 110 муниципальных фондов, 22 лизинговые компании, специализированный Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-банк) с его 18 региональными офисами, другие банки, имеющие программы поддержки малых предприятий, а также небанковские микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и иные организации. Ведущую роль в инновационный инфраструктуре играет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Он предоставляет средства для финансирования НИОКР малых предприятий на начальных стадиях их развития.
Таблица 8.2
Основные субъекты инфраструктуры инновационного предпринимательства в России
№ п/п |
Наименование субъектов |
Направления деятельности субъектов |
Количество |
|
Субъекты производственно-технологической инфраструктуры российского инновационного предпринимательства |
||||
1 |
Государственный научный центр |
Сохранение научного потенциала посредством приоритетной поддержки сильных организаций, располагающих признанными научными школами и уникальным научным оборудованием, в условиях радикальных экономических преобразований в стране |
50 |
|
2 |
Федеральный научно-производственный центр |
Поддержка предприятий и организаций оборонной, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, осуществляющих разработку, изготовление, испытания, ремонт и утилизацию важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также основных комплектующих изделий к ним в соответствии с государственным оборонным заказом |
53 |
|
3 |
Национальный исследовательский центр |
Обеспечение достижений научно-технологических прорывов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) реализации программ (проектов) общегосударственного значения |
1 |
|
4 |
Наукоград |
Осуществление научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники |
12 |
|
5 |
Российская/иностранная некоммерческая исследовательская организация |
Развитие взаимовыгодного сотрудничества, поддержка лучших ученых, укрепление существующей и построение новой инфраструктуры в научно-технической области, построение гражданского общества, предоставление доступа зарубежным ученым к российскому научному оборудованию и информации |
138/18 |
|
6 |
Бизнес-инкубатор |
Поддержка компаний на ранних стадиях развития, предоставление в аренду на льготной основе помещений, оказание консалтинговых, бухгалтерских и юридических услуг |
120 |
|
7 |
Технопарк |
Производство и реализация инноваций в рамках научно-производственного территориального комплекса, образованного в сфере науки и научного обслуживания на базе НИИ или вуза |
83 |
|
8 |
Инновационно-технологические центры |
Активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере, поддержка сформировавшихся работников малых инновационных предприятий, развитие устойчивых связей малого бизнеса с промышленностью |
85 |
|
9 |
Инновационные центры |
Выполнение отдельных функций технопарка, инновационно-технологического центра и центра трансферта технологий |
15 |
|
Субъекты информационной инфраструктуры инновационного предпринимательства |
||||
10 |
Информационные и информационно-аналитические центры |
Предоставление информации об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности, размещение баз данных по инновационным проектам и аналитических материалов, освещающих основные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью |
98 |
|
11 |
Центры научно-технической информации |
Информационное обеспечение хозяйствующих субъектов и отдельных специалистов с использованием автоматизированных систем поиска, обработки и передачи информации; сбор и обработка сведений о научно-технических достижениях, инновационных проектах и решениях, производственном и управленческом опыте, производителях инноваций; проведение аналитических, конъюнктурных, маркетинговых и других исследований, создание, размещение и демонстрация рекламы; оказание патентно-информационных услуг и услуг по защите интеллектуальной собственности |
86 |
|
12 |
Центры инновационного консалтинга |
Предоставление консультационных услуг в определенных областях деятельности. Например, концептуальный анализ и проектирование в целях решения сложных проблем стратегического планирования и управления (Центр "Уонцепт" при Московском физико-техническом институте) |
15 |
|
Субъекты организационной инфраструктуры инновационного предпринимательства |
||||
13 |
Научно-координационные центры |
Координация исследовательских и инновационных процессов, выполнение роли аффилированных территориальных структур центральных организаций инфраструктуры |
18 |
|
14 |
Центры коллективного пользования |
Предоставление услуг по использованию уникального оборудования и приборной базы, программных комплексов потребителям, сотрудникам вузов и академических институтов, а также промышленным |
63 |
|
предприятиям и различным коммерческим организациям; выполнение заказов научных и промышленных организаций, проведение комплексных исследований, обучение студентов, организация курсов повышения квалификации специалистов – пользователей новейшего аналитического оборудования |
||||
15 |
Центры трансферта технологий |
Обеспечение коммерциализации результатов научно-технической деятельности, получаемых при использовании бюджетных средств |
100 |
|
16 |
Биржи инноваций |
Организованное предоставление профессиональных услуг маркетинга, банкинга, операционного и стратегического менеджмента и др. |
1 |
|
Субъекты финансовой инфраструктуры инновационного предпринимательства |
||||
17 |
Инвестиционный фонд Российской Федерации |
Оказание на конкурсной основе государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры и на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной инновационной системы |
1 |
|
18 |
ОАО "Российский банк развития" |
Реализация программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса |
1 |
|
19 |
ОАО "Росинфокоминвест" |
Софинансирование инновационных проектов, формирование портфеля инвестиционных проектов развития инновационной деятельности малых и средних организаций отрасли информационно-коммуникационных технологий |
1 |
|
20 |
Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) |
Проведение венчурных ярмарок, предоставляющих коммуникационную площадку для инвесторов и венчурных компаний; стимулирование создания в Росси и индустрии венчурных инвестиций, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов и услуг; построение схемы "посевных" инвестиций в инновационные проекты, которая восполняет пробел в цепочке финансирования инноваций между финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и венчурными инвестициями на стадии старт-ап; проведение региональных сессий практического консалтинга; реализация программы межвузовского взаимодействия; реализация PR-мероприятий с целью популяризации инновационного предпринимательства и информирования инноваторов о существующих программах поддержки высокотехнологичного предпринимательства; формирование единого информационного пространства российского венчурного сообщества |
1/23 венчурных фонда |
|
21 |
Государственные корпорации |
"Роснанотех" – содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии "Ростехнологии" – содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции, привлечения инвестиций в организации "Росатом" – нормативно-правового регулирование и оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного, энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области |
3 |
|
22 |
Инновационные фонды |
Инвестиционная поддержка инновационных проектов на конкурсной основе. Основные фонды: Российский фонд фундаментальных исследований; Российский гуманитарный научный фонд; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Российский фонд технологического развития; Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы; Фонд поддержки малого бизнеса; Российский технологический фонд |
7 |
|
23 |
Электронные биржи высоких технологий |
Привлечение инвестиций в перспективные российские высокотехнологичные проекты, организация торговли и осуществление клиринга на рынке ценных бумаг, производных от них инструментов |
|
Постоянно действующим координационным органом, образованным для согласования действий органов власти и всех субъектов инфраструктуры, является Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Она обеспечивает взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по выработке предложений, связанных с реализацией основных направлений государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики. Основная задача Комиссии – обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики РФ, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг.
Для ускорения развития инновационной инфраструктуры применяются различные стимулы. Например, Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее – Закон об особых экономических зонах, ред. от 30.11.2011 № 365-ФЗ) резидентам особых экономических зон (ОЭЗ) предусмотрено предоставление таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога (отменен с 1 января 2010 г. Вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, Федеральный и территориальный ФОМСы). В соответствии с этим Законом на территории России могут создаваться технико-внедренческие ОЭЗ, предусмотренные для развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе. Его получили города Дубна и Зеленоград Московской области, Санкт-Петербург и Томск.
Эффективный стимул повышения инновационной активности – создание единого информационного пространства для участников инновационной деятельности. Доступ предприятий к важнейшим законодательным и нормативным документам, методическим и аналитическим материалам по научной и инновационной деятельности, информации о ее практических результатах, полезном опыте и объявленных конкурсах обеспечивают: федеральный информационный портал по научной и инновационной деятельности (sci-innov.ru), порталы информационной поддержки инноваций и бизнеса "Инновации и предпринимательство" (innovbusiness.ru), ИнфоНТР (infontr.ru), "Конкурс русских инноваций" (inno.ru), "Наука и инновации в регионах России" (regions.extech.ru), информационные интернет-каналы "Наука и инновации" (rsci.ru), "Наука и технологии РФ" (strf.ru) и др.
Важнейшее значение для развития инновационной экономики имеют вдохновляющее внимание Русской Православной Церкви и моральная поддержка общественности. Например, член ассоциации православных экспертов Максим Калашников считает, что "Российская Федерация оказалась перед выбором: либо начать настоящую инновационную революцию и приступить к выпуску того, чего нет ни у кого на планете, либо потерпеть полный крах в глобальной конкуренции и превратиться в угасающий сырьевой „обмылок"... Но как выстроить политику русского инновационного чуда?" Об этом мечтают и над этим размышляют все россияне.