Вайнахские народы. Чеченцы и ингуши

Вайнахи (от сочетания "наш народ") – этнолингвистическая общность, включающая ингушей, чеченцев и бацбийцев, или цова-тушинов. Ингуши живут западнее р. Фортанги, до Дарьяльского ущелья, чеченцы восточнее, до границ с Дагестаном. В Дагестане представлена этническая группа чеченцы-аккинцы. Часть вайнахского этноса проживает в Грузии, сохраняя древний этноним – "кистины". По-видимому, вайнахская этническая общность, некогда более распространенная, является наследником древнего аборигенного населения Северо-Восточного Кавказа. По ряду параметров культурная преемственность прослеживается до эпохи позднего бронзового века. В раннесредневековых источниках предки вайнахов были известны под названиями глигвы, дзурдзуки, кусты. В истории вайнахов неоднократно возникали государственные образования, позднее распадавшиеся, в том числе и вследствие натиска внешних сил. Одним из самых сильных ударов было монгольское нашествие, походы Тамерлана, после которых вайнахское население сохранилось только в высокогорье. В XVII–XVIII вв . часть вайнахов, оформляющаяся как чеченский этнос, начала освоение равнинных земель между линией гор и р. Сунжей, развивая при этом земледелие с использованием оросительных каналов и лесопосадок. Для вайнахов-ингушей выход на равнину проходил в конце XVIII–XIX вв. иод гарантией русских крепостей.

В XX в. чеченцы, в меньшей степени ингуши, одновременно стали народом, расселенным в разных частях мира, и общностью, в которой объединение по родственным группам, тайпам, не только не исчезло, а сохранилось как способ существования в большом мире. В XIX – начале XX в. вайнахское общество делилось на родственные объединения тайпы и территориальные союзы тайпов тухумы. В общественном мнении вайнахов признавалось равенство тайпов и всячески декларировалось отсутствие знати и зависимых сословий.

В XIX в. Чечня лидировала в регионе по производству зерна, выращивался ячмень, пшеница, просо, кукуруза. Горное земледелие по традиции было террасным. В скотоводстве преобладало разведение коров и буйволов, в горах выращивали овец. Самым популярным молочным продуктом был сыр. У вайнахов промыслы не имели большого развития, но мужчины были кузнецами, ковали оружейные клинки, точили на приводимых в движение водой станках деревянную посуду; женщины ткали сукно и валяли войлоки.

До середины XIX в. вайнахские селения были небольшими родовыми поселками, затем стали преобладать крупные поселения равнинного образца. Обычным для равнины был дом со стенами из турлука или саманного кирпича, в горах двухэтажный каменный дом. У чеченцев гостевая комната находилась в глубине дома, и вход в нее мог быть только через помещение, в котором живут хозяева дома, в результате гость допускался в самый центр жилого помещения как бы за спину хозяина. Горные Чечня и Ингушетия были областью распространения комплексов башенной архитектуры.

Одежда была близка к общему типу северокавказского костюма, но у мужчин черкеска была, прежде всего, нарядной одеждой, а в повседневной жизни они могли надеть шубу прямо на рубаху, женская одежда – платье-рубаха, распашное нарядное платье носили девушки.

Вайнахи употребляли в пищу много разновидностей трав, признавая блюда из мяса как празднично-ритуальную еду, а в обыденной жизни старались питаться молочными продуктами, типичным было использование вареного теста. Среди напитков были популярны чай, а своеобразным деликатесом было блюдо из меда, растопленного курдючного сала и макового отвара.

Ислам в дореволюционной Чечне имел очень сильные позиции, к 1917 г. в ней насчитывалось более 2,5 тыс. мечетей, 180 мусульманских школ, до 60 тыс. членов религиозных братств. В настоящее время более 90% опрошенных чеченцев хотят, чтобы их дети воспитывались в религиозном духе. Основой мусульманского права у чеченцев является единодушное согласие коллектива верующих и признается право ученого правоведа-мусульманина на трактовку Корана на основе мусульманских законов, спорных религиозных и политических вопросов с вынесением компетентного решения. Особо влиятельны суфийские братства, на первом месте по популярности находится объединение кунтахаджиевцев. Доисламские традиции проявлялись в наследии собственного пантеона вайнахов. Вайнахи знали нартский эпос, но в своеобразном варианте, когда герои были противопоставлены тем персонажам, которые занимали центральную позицию в эпосе других народов Северного Кавказа.