Вашингтонский консенсус

Кризис внешней задолженности стран "третьего мира" подорвал процесс инвестирования и тем самым нанес удар дальнейшему промышленному развитию. Чтобы обеспечить новые займы на периферию, казначейство США разработало "план Брэди" (по фамилии министра финансов) – обещание льгот коммерческим банкам взамен на сокращение ими сумм долга при роли МВФ как гаранта новых займов (1989 г.). Тогда же английский финансовый эксперт Дж. Уильямсон сформулировал 10 условий предоставления новых займов странам Латинской Америки, назвав этот свод "Вашингтонским консенсусом" (в Вашингтоне расположены министерство финансов США и штаб-квартиры МВФ и Мирового банка): 1) поддержание фискальной дисциплины (минимум дефицита бюджета); 2) приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди госрасходов; 3) снижение предельных налоговых ставок; 4) либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком положительном уровне; 5) свободный обменный курс национальной валюты; 6) либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); 7) снижение ограничений для ПИИ; 8) дерегулирование; 9) приватизация; 10) защита прав собственности.

Вашингтонский консенсус способствовал проведению в латиноамериканских НИСах неолиберальных реформ, возглавляемых экономистами-монетаристами, получившими второе образование в США: в случае Мексики – президентом К. Салинасом (1988– 1994 гг.), в случае Аргентины – министром экономики Д. Кавалло (1991 – 1996 гг.). Д. Кавалло установил в Аргентине валютное управление (англ. currency board), при котором национальная валюта (песо) привязана к иностранной валюте-якорю (доллару США) в отношении 1:1, с законодательным запрещением Центробанку эмитировать песо без долларового обеспечения. Валютное управление позволило сбить инфляцию с почти 20 000% в 1990 г. до нескольких процентов к концу 1991 г. В Бразилии также удалось сбить многолетнюю гиперинфляцию и стабилизировать национальную валюту – благодаря реформе Ф. Э. Кардозу, министра финансов (1993–1994 гг.). В ходе реформы, снизившей инфляцию с 1000% годовых до 10% в 1996 г., старая валюта крузейро была заменена в отношении 2750 : 1 на реал, приравненный к доллару США.

Правительство К. Салинаса приватизировало 75% госпредприятий, направляя основную выручку от их продажи на выплаты по внешнему долгу; добилось снижения инфляции со 158 до 12% годовых и увеличения иностранных инвестиций за три года в восемь раз (до 23 млрд долл. – половины всех иностранных инвестиций Латинской Америки). Крупнейшая госкомпания Телмекс была продана (1990 г.) богатейшему предпринимателю страны К. Слиму. Наконец, Мексика присоединилась к США (80% ее внешнеторгового оборота) и Канаде в образовании Североамериканской ассоциации свободной торговли (ВΛΦΤΛ, 1992 г.), что открыло дорогу и в ОЭСР (1994 г.). Главной статьей мексиканского экспорта после нефти и природного газа стала продукция макиладорас (исп. maquiladora, от maquila – "плата мельнику за помол зерна") – предприятий вдоль границы с США, производящих бытовую технику по заказам из США на основе оборудования и материалов, беспошлинно ввозимых из США. Макиладорас, оплата на которых в шесть раз меньше, чем аналогичного труда в США, создавались темпами но одному каждый день и распространились отчасти и на внутренние районы Мексики (всего около 3700 к 2001 г.).

Финансовая стабилизация в Аргентине сопровождалась ухудшением положения основной массы населения (45% ниже черты бедности, почти 20% полностью и частично безработных, высокая детская смертность из-за недоедания). Мексике за приток иностранных инвестиций пришлось расплачиваться долларовой гарантией: иностранным инвесторам, покупавшим облигации центрального правительства, штатов и крупных фирм, было обещано в случае девальвации национальной валюты (песо) погашение вложенных сумм в долларах. Так и пришлось делать, когда возросшая вследствие реформ социальная напряженность (вплоть до восстания индейцев в южном штате Чьяпас, 1994 г.) вынудила девальвировать песо и только за один день 21 декабря 1994 г. потратить 6 млрд долл. для удовлетворения запроса инвесторов. Дальнейшего ухудшения ситуации удалось избежать благодаря спешно сформированному США и МВФ пакету международной помощи Мексике (в виде гарантий и кредитов на 52 млрд долл.).

Директор-распорядитель МВФ француз М. Камдессю назвал мексиканский кризис 1994–1995 гг. "первым кризисом XXI века"; возможно, это был последний кризис XX в., и в любом случае составная часть мирового кризиса периферийного капитализма 1994–2002 гг., охватившего не только латиноамериканские страны.