Варианты кооперированного обучения

Кооперированное обучение – это метод преподавания, который допускает много вариантов. Чтобы обучение но данному методу было успешным, нужно придерживаться ряда условий, а именно: осваивая академический материал, ученики должны работать командой; каждая группа должна иметь в своем составе и отличников, и "середняков", и отстающих; команды должны быть разнородными по половому признаку; должна быть предусмотренная система поощрений как для всей группы, так и для отдельных учеников и т.д. Большинство исследований, посвященных кооперированному обучению, свидетельствует о том, что в классах, где педагоги используют те или иные его формы, уровень достижений учеников более высокий, чем в классах, где используются исключительно традиционные методы. Доказано, что кооперативная технология обеспечивает более высокую результативность при изучении математики, общественных наук, языков; она эффективна как для одаренных детей, так и для школьников, имеющих более скромные способности; как в младших, так и в старших классах.

Исследования показывают, что недостаточно просто собрать вместе учеников для работы в группах. Чтобы кооперированное обучение давало желательный эффект, необходимо наличие еще двух компонентов: системы группового поощрения и механизма стимулирования личной ответственности. Поощрение всей группы оказывает содействие тому, что школьники помогают друг другу усваивать материал. Однако если групповые вознаграждения недостаточно весомы, то члены группы менее внимательно относятся к познавательным потребностям своих товарищей. Индивидуальные проверки, которые стимулируют личную ответственность по приобретению знаний, помогают каждому ученику увидеть, чего именно он достиг. Но если для некоторых учеников индивидуальные поощрения покажутся недостаточно весомыми, то они будут стараться "прокатиться" за счет других членов команды.

Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Одна из них получила название STAD (Student teamsAchievement divisions, букв, "команды учеников – бригады для повышения результатов"). Согласно этой модели учитель разделяет класс на группы по четыре ученика в каждой. Все группы имеют смешанный состав – каждая состоит из мальчиков и девочек с разными способностями. Сначала учитель объясняет материал, а потом приступают к работе команды, стремясь сделать так, чтобы материал был понят и усвоен всеми членами бригады. Контрольную работу по изученному материалу все ученики выполняют индивидуально. Результат, показанный каждым учеником, сравнивается с его же собственным предшествующим средним результатом, и полученная разность оценивается в балах. Личные баллы суммируются для подсчета командного результата. Команды, которым удается набрать необходимое (согласно установленным критериям) количество баллов, получают какое-то вознаграждение или сертификат.

Вперед модель называется TGT (TeamsGames – Tournament, букв, "команда – игра – турнир"). Создание команд осуществляется на тех же принципах, что и при использовании модели STAD. По той же схеме происходят объяснение учителя и командная работа для обеспечения усвоения материала, однако вместо контрольной работы проводится турнир, в ходе которого ученики соревнуются с членами других команд и зарабатывают очки для командной копилки.

Третья модель – метод "американской мозаики" (Jigsaw). При данном подходе учитель разделяет класс па команды по шесть учеников. Каждая команда получает задачу выучить определенный материал, состоящий из шести разделов. Каждый член команды назначается ответственным за изучение какого-нибудь одного раздела. Члены разных команд, которые получили тот самый раздел, собираются вместе и работают в так называемых экспертных группах, разбирая подробно свою часть задачи. Потом ученики возвращаются из экспертных групп в свои команды и по очереди учат своих товарищей тому, что выучили сами. Мотивация, чтобы внимательно слушать и поддерживать членов своей команды, создается за счет того, что сообщение товарища по команде – единственный доступ к учебному материалу. Кроме того, у любого есть собственный стимул для того, чтобы точно и подробно представлять свой материал, поскольку он несет ответственность за то, как этот материал усвоят сто товарищи по команде.

Еще одна разновидность кооперированного обучения – модель "Учимся вместе" (Learning together). Согласно этой модели ученики должны заполнить рабочие листы, объединившись в группы по четыре-пять человек. От группы подается один заполненный тест, по которому оценивается общий результат.

Кооперированное обучение во всех его вариантах предусматривает ответственность самого ученика за усвоение учебного материала.

Существует много экспериментальных данных, свидетельствующих об эффективности кооперированного обучения. Исследования показывают, что правильное его использование дает лучший когнитивный эффект, чем применение традиционных методов. В процессе кооперированного взаимодействия между учениками складываются положительные отношения.

Критика кооперированного обучения сводится к трем моментам. Первая проблема связана с системой группового поощрения: сильные ученики могут не получить высоких оценок из-за того, что более слабым ученикам из их группы не удалось усвоить материал так же хорошо, как им. Это вызывает недоумение и разочарование как у самых учеников, так и у их родителей. Во-вторых, кооперированное обучение сводится к тому, что ученики учат друг друга, однако никто из них не владеет ОГЛАВЛЕНИЕм предмета настолько глубоко, чтобы учить других. Оппоненты данного метода справедливо полагают, что если бы дети могли успешно обучать друг друга, то школы и учителя были бы не нужны. Основную роль в обучении играет учитель, глубоко понимающий ОГЛАВЛЕНИЕ и знающий, как нужно учить. Наконец, мало кто из учителей точно придерживается всех правил, предусмотренных разными моделями кооперированного обучения. Многие педагоги рассматривают кооперированное обучение просто как работу в группах, между тем оно в большинстве случаев требует специальной организации учебного пространства. Учителя США используют различные модели. На уроках предусматривается работа в группах и проведение групповых упражнений. В этом случае к описанию урока присоединяются дополнительные инструкции. Учитель должен четко определить, как информировать учеников, что им нужно будет делать в группах; тщательно сформулировать задачи; проверить понимание учениками поставленной задачи; установить временны́е рамки для выполнения работ; организовать возможность обратной связи при работе в группах; провести основательное обсуждение в конце занятия.