Валютные ограничения
Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории РФ, так и за ее пределами.
Валютные ограничения – это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта.
Валютные ограничения, как и валютное регулирование, широко применяются во всем мире. Так, по состоянию на конец 2002 г., согласно данным МВФ, в мире не существовало ни одной страны, где не было бы валютных ограничений, а в 2003 г. единственной такой страной стала Панама[1]. В настоящее время затянувшийся финансовый кризис способствует введению всеми странами мира валютных ограничений.
В мировой практике валютные ограничения используются с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.
Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят:
– обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);
– запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;
– регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;
– ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;
– регулирование получения внешних займов.
Следует отметить, что валютные ограничения в развивающихся странах (в отличие от развитых стран) охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются жесткими административными запретами.
Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции, связанные с движением капиталов, и текущие операции платежного баланса. К первой группе относятся такие ограничения, как:
– государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;
– централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями (государственными и частными);
– обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов (где это разрешено производить самостоятельно хозяйствующим субъектам);
– депонирование определенной части полученных заемщиками иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке. Иногда размеры таких депозитов дифференцируются в зависимости от назначения займов, что дает возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране;
– предоставление определенных льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода; привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.
Ко второй группе ограничений (по текущим операциям платежного баланса) следует отнести:
– продажу всей (или части) валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу;
– запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;
– ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные доходы и осуществлять платежи;
– лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу.
Наиболее распространенными валютными ограничениями являются следующие: специальные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран); контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и (или) нерезидентами на территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и (или) за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).
Валютные ограничения обычно предполагают регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли- продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Кроме того, валютные ограничения применяются развивающимися странами в качестве мер регулирования состояния платежных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.
Мировой опыт свидетельствует, что практически все государства прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов. Например, США в период с 1966 по 1974 гг. применяли уравнительный налог (interest equalisation tax) на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США с целью ограничения таких покупок. Весьма активно валютные ограничения применялись в периоды между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны до конца 50-х гг. XX в. Последующие 30 лет характеризуются постепенной отменой валютных ограничений для международного движения платежей и капиталов (в основном в западноевропейских странах, а также в США и Японии), что связано с переходом этих государств к свободной конвертируемости национальных валют, развитием внутреннего финансового рынка, укреплением связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами и осуществлением важнейших реформ денежно-кредитной политики. К настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала обеспечивается в основном за счет применения рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Особое значение в промышленно развитых странах приобрел экспортный контроль, в первую очередь за вывозом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения, что связано с интернационализацией движения капитала и распространением в мировом масштабе процесса "отмывания" денег.
Анализ валютного законодательства зарубежных стран позволяет вывести следующие основные принципы валютных ограничений:
– централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;
– лицензирование валютных операций, предполагающее получение импортерами или должниками предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение иностранной валюты;
– полное или частичное блокирование валютных счетов;
– ограничение обратимости валют.
Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (разд. 2 (b) ст. VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.
В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства (Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)").
Закон о валютном регулировании определяет три цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.
Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Указание ст. 6 Закона о валютном регулировании на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности обязательства избегать дискриминационной валютной практики. Согласно разд. 3 ст. VIII ни одно государство-член не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных агентств, упомянутых в ст. V разд. 1 (казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство), участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов, независимо от того, попадают или нет такие действия в пределы, предусмотренные ст. IV ("Обязательства в отношении валютного режима"), и являются ли они предписанными Дополнением С ("Паритеты валют") или по нему, за исключением действий, санкционированных данным Соглашением или одобренных МВФ.
Валютные ограничения могут реализовываться прямыми или косвенными мерами. Мерами финансово-правового регулирования, оказывающими прямое влияние на валютные правоотношения, являются запреты. Косвенными мерами выступают лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.
Поскольку валютное регулирование осуществляется принудительно-властными способами, то инструментами валютных ограничений выступает законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности в любой форме для получения доходов за границей.
В российском законодательстве валютные ограничения не имеют законченного перечня и по своей юридической природе являются административно-финансовыми запретами.
Закон о валютном регулировании выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений, позитивных обязываний. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
Среди валютных ограничений, предусмотренных Законом о валютном регулировании, выделяются следующие основные меры: прямой запрет на осуществление валютных операций (ст. 9 и 14); проведение купли-продажи иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (ст. 11); ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в иностранных банках (ст. 12); ограничение для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории РФ (ст. 13); требование о репатриации[2] валютной выручки (ст. 19); ограничения по валюте расчетов при проведении операций с ценными бумагами; количественные валютные ограничения (ст. 14 и 15); лицензирование валютных операций коммерческих банков; отдельные меры валютного контроля (ст. 23).
Рассмотрим названные меры валютного ограничения более подробно.
Согласно ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами запрещены. Однако в ч. 1 ст. 9 устанавливается достаточно широкий крут исключений из общего запрета. Кроме того, в статью были включены соответствующие изменения. Так, Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" дополнил ч. 1 ст. 9 п. 8–15, согласно которым резидентам между собой разрешается совершать операции:
– связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;
– по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
– связанные с расчетами и переводами иностранной валюты при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
– предусматривающие расчеты и переводы иностранной валюты для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
– переводы физическим лицом – резидентом иностранной валюты из Российской Федерации в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица – резидента;
– переводы физическим лицом – резидентом иностранной валюты в Российской Федерации со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, в пользу
иных физических лиц – резидентов на их счета в уполномоченных банках;
– по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
– предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 9, совершаемые доверительными управляющими.
Отмеченные дополнения свидетельствуют о поступательной либерализации в сфере регулирования валютных отношений.
Однако, несмотря на указанные изменения, Закон о валютном регулировании сохраняет общий принцип запрета валютных операций между резидентами, который обусловлен необходимостью сохранения приоритета использования национальной валюты при осуществлении расчетов.
Следующее валютное ограничение заключается в том, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Аналогичным ограничением является содержащееся в ст. 11 Закона о валютном регулировании требование, установленное Банком России для кредитных организаций, к оформлению документов при купле- продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Иностранная валюта может быть продана резидентом по поручению последнего только через обслуживающий уполномоченный банк: а) на межбанковских валютных биржах; б) на внебиржевом валютном рынке; в) Банку России; г) непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку (инструкция о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденная приказом Банка России от 29.06.1992 № 7; Положение № 77-П; указание Банка России от 28.04.2004 № 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками"; указание Банка России от 12.02.1999 № 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства").
Следующей мерой валютного ограничения, установленной ст. 12 Закона о валютном регулировании, выступают некоторые запреты относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Правовой режим открытия банковского счета за пределами территории РФ зависит в первую очередь от государства, в котором этот счет открывается. В банках, расположенных на территории государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, банковские счета (вклады) открываются без ограничений.
Другое валютное ограничение установлено для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории РФ. Согласно ст. 13 Закона о валютном регулировании нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.
Порядок открытия счетов нерезидентов в российской валюте означает законодательно определенную возможность открытия в уполномоченных банках установленных видов счетов. Процедуры открытия таких счетов, порядок их ведения и правовой режим детально определены подзаконными нормативными правовыми актами (Положение о порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа "С" нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием инструкции Банка России от 7.06.2004 № 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" от 15.06.2004 № 260-П).
Мерой валютного ограничения выступает установленное ст. 19 Закона о валютном регулировании требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ является одной из составляющих валютной политики России. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж.
Норма о репатриации является существенным условием внешнеторгового контракта и сформулирована в законодательстве как обязанность, а не как право резидента. Данная обязанность складывается из двух элементов правого статуса резидентов. Первая из них сводится к перечислению в Российскую Федерацию сумм, причитающихся резидентам по внешнеторговым контрактам, вторая – к возврату в Российскую Федерацию сумм, уплаченных нерезидентам по неисполненным ими внешнеторговым контрактам.
Мерами валютного ограничения также выступают отдельные запреты по валюте расчетов при проведении валютных операций с ценными бумагами. Так, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами проводятся в валюте РФ, а с внешними ценными бумагами – еще и в иностранной валюте. Однако Банк России применительно к валютным операциям с внутренними и внешними ценными бумагами может вводить иной порядок расчетов в целом или к отдельным видам ценных бумаг.
Вместе с тем трансграничные перемещения (ввоз, вывоз, пересылка) российской валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России. Следовательно, такие операции подпадают под разрешительный правовой режим.
Существенным элементом системы мер валютных ограничений выступает обязательная продажа части валютной выручки.
Субъектами, обязанными осуществлять обязательную продажу части валютной выручки, являются резиденты – юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели.
Согласно инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" продаже подлежит выручка только в той иностранной валюте, которая включена в перечень Банка России. В настоящее время этот перечень существенно сокращен и в него включены: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.
В соответствии с п. 1.4 названной инструкции Банка России обязательная продажа части валютной выручки может быть осуществлена одним из четырех способов: непосредственно уполномоченному банку; через уполномоченный банк на валютных биржах; через уполномоченный банк на внебиржевом валютном рынке; через уполномоченный банк Банка России.
Следующей мерой ограничительно-принудительного механизма валютных отношений выступают количественные ограничения. На основании указания Банка России от 30.03.2004 № 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов" при осуществлении валютных операций физическое лицо – резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 тыс. долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода. При этом общая сумма переводов физического лица – резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать указанную выше сумму.
В качестве одного из важнейших видов валютных ограничений, установленных законодательством РФ, можно назвать лицензирование валютных операций коммерческих банков, которое является административным инструментом, представляющим собой юридический запрет заниматься банковскими операциями в валютной сфере без получения специального разрешения. Названная мера валютного ограничения выступает основным правовым средством индивидуально-правового регулирования банковской деятельности и выражается в разрешении (предоставлении права) осуществлять банковские операции при соответствии кредитной организации требованиям действующего законодательства, расширении (ограничении) круга выполняемых операций, запрете на их совершение.
Лицензирование Банком России валютных операций коммерческих банков преследует следующие цели:
1) предварительный контроль за деятельностью коммерческих банков, осуществляющих такие операции;
2) защита имущественных прав и интересов кредиторов и вкладчиков;
3) поддержание стабильности банковской системы РФ;
4) поддержание, обеспечение и защита национальной валюты.
Кроме отмеченных валютных ограничений, в качестве таковых также могут выступать: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).
Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в целом в пользу государства.
В ряде случаев место прямых валютных ограничений занимают скрытые валютные ограничения, которые могут не иметь характера административно-правовых запретов и основываться на регулирующих и стимулирующих валютно-правовых нормах.
Будучи инструментом публичной финансовой политики, валютные ограничения имеют не только административнопринудительную направленность, но и носят выраженный фискальный характер. Фискальная направленность валютных ограничений находит свое проявление в форме использования валютных ограничений в налоговых целях. К фискальным валютным ограничениям следует отнести: 1) соблюдение налогового законодательства как условие получения разрешения на совершение валютной операции; 2) постановка на учет в налоговых органах как условие совершения валютной операции; 3) уведомление налоговых органов об открытии счетов (вкладов) в банках за границей как условие совершения валютной операции.
Все вышеуказанное позволяет отметить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера.
Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения.
Система валютных ограничений, являясь элементом системы валютного регулирования, непосредственно влияет на систему денежного обращения в стране (стоимость рубля непосредственно зависит от совокупности валютных ограничений). Следовательно, необходимость использования тех или иных валютных ограничений обусловливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране и, кроме того, особенностями функционирования валютного рынка.