Валютные кризисы и основные направления реформирования мировой валютной системы
Динамика валютных отношений последнего двадцатилетия показывает, что в мире в среднем через каждые 14 месяцев происходят валютные кризисы. В результате валютных кризисов 1996–1998 гг. произошло падение ВВП в России, Южной Корее, Малайзии, Таиланде на 4–7% за 1998 г., в Индонезии – на 15%. Отрицательные или близкие к нулю темны роста отмечались в большинстве стран, охваченных кризисом, а именно: в Казахстане и Украине, в Бразилии и на Филиппинах, в Болгарии и Румынии, в Гонконге и Сингапуре. Уровень инфляции и безработицы в странах, пораженных кризисом, возросли, инвестиционный климат ухудшился, реальные доходы населения уменьшились.
В современной отечественной и зарубежной научной литературе отсутствуют единый подход и трактовка сущности и форм валютного кризиса. Основатель теории валютной нестабильности нобелевский лауреат 2010 г. П. Кругман в книге "Валютные кризисы" выдвинул тезис о невозможности четко определить понятие валютного кризиса. Вместе с тем в отечественной науке валютный кризис определяют как обострение противоречий в валютной сфере, которое проявляется в резких колебаниях обменных валютных курсов, быстрых и значительных по масштабам перемещениях валютных резервов, в девальвации и ревальвации валют, ухудшении международной валютной ликвидности. Попробуем систематизировать результаты многих исследований и последних мировых валютных потрясений и вывести интегрированное определение валютного кризиса. Во-первых, валютный кризис – это резкое обострение противоречий в валютной сфере, которое сопровождается дисбалансом между спросом и предложением на национальном валютном рынке, что вызывает резкое обесценение национальной валюты как минимум на 25–30% (или 10%-ный рост уровня обесценения) в течение довольно короткого отрезка времени (несколько валютных сессий). Во-вторых, падение курса, как правило, сопровождается сокращением золотовалютных резервов государства вследствие проведения валютных интервенций, которые не приносят ощутимого результата и истощают золотовалютные резервы. В-третьих, обесценение национальной валюты может сопровождаться падением цен на внутренние финансовые активы, увеличением краткосрочных процентных ставок, снижением доверия к банкам, истощением золотовалютных резервов и т.д.
При этом важно учесть, что небольшая официальная девальвация не считается валютным кризисом, если она проводится для нивелирования "расхождений" между валютным курсом и другими фундаментальными экономическими показателями и тем самым предвосхищает возможные спекулятивные атаки на валюту. В широком смысле под резким обострением противоречий в валютной сфере понимается "нарушение структурных принципов действующей мировой валютной системы в изменившихся условиях производства, мировой торговли и соотношения сил в мире. В данном понимании валютные кризисы трактуются, на наш взгляд, "расширительно" и символизируют качественные изменения и этапы развития мировой валютной системы.
Действительно, валютные кризисы сопровождали замену Парижской валютной системы золотомонетного стандарта (1913–1922 гг.), Генуэзской валютной системы (1929– 1936 гг.), Бреттон-Вудской валютной системы (1944–1972 гг.). Однако валютные кризисы конца XX и начала XXI вв. носили также весьма разрушительный характер, но не вызвали качественных изменений самой мировой системы валютных отношений. Вторым важным обстоятельством является гот факт, что "расширительные понятия" валютного кризиса никак не объясняют сущность и механизм национальных и региональных валютных потрясений.
В условиях фундаментальных изменений в глобализирующейся мировой экономике и современного мирового финансово-экономического кризиса структурные принципы Ямайской валютной системы пришли в противоречие с новыми требованиями к ней. Эти факторы определяют поиск направлений мировой валютной реформы.
Наиболее вероятным вариантом выбора базового стандарта новой мировой валютной системы является многовалютный стандарт. Предпосылками многовалютного стандарта стали формирование в 1960–1970-х гг. трех мировых финансово-экономических центров – США, Западная Европа, Япония; изменение соотношения сил между ними; появление новых региональных центров и их валют.
Вероятно, что доллар и евро в новой валютной системе сохранят свои позиции как ведущие мировые валюты, однако степень их использования в качестве мировых денег зависит от экономического и валютного потенциала США и Европейского экономического и валютного союза и соотношения сил этих мировых финансовых центров с учетом последствий современного мирового финансово-экономического кризиса. При оценке перспектив доллара как ведущей мировой валюты ряд стран выражают недовольство доминированием американской валюты на финансовых рынках, в международных расчетах, валютных резервах и инвестициях. Подвергается критике негативная роль США и их валюты в формировании разрыва между объемом спекулятивного капитала в мире (400 трлн долл., из них 140 трлн приходятся на США) и мировым ВВП (40 трлн долл.). В условиях современного кризиса повысился риск использования доллара как международного платежного и резервного средства в связи с его нестабильностью. Рост эмиссии денег и выпуска казначейских ценных бумаг в США для финансирования беспрецедентной антикризисной программы увеличивает долларовую лавину в международном обороте. 2/3 эмитированных Федеральной резервной системой 100-долларовых купюр обращается за рубежом. Для уменьшения риска потерь страны, накопившие долларовые резервы и американские ценные бумаги, снижают долю доллара в своих валютных резервах. Доля доллара в мировых валютных резервах снизилась с 70,9% в 1999 г. до 62,8% в 2009 г., а доля евро повысилась соответственно с 18 до 27,5%.
ВВП еврозоны приблизился к объему ВВП США, на долю евро приходится более 13% мировой торговли товарами и услугами. Однако существует опасность потерять контроль нал евро при его использовании в качестве мировой резервной валюты. Эта опасность усилилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который обнажил слабые звенья в зоне евро (Греция, Испания, Португалия, Ирландия).
Новый вариант мировой валютной системы тяготеет к регионализации валютных отношений. Мировой финансово-экономический кризис стимулирует развитие региональных объединений и валют. В настоящее время в торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) планируется заменить американский доллар на амеро – "универсальный доллар суверенных государств", рассчитанный на его использование и странами неамериканского континента. Этот проект направлен на укрепление международных позиций доллара. Одним из краеугольных принципов повой валютной системы может стать создание валютных зон. В связи с этим необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию, в результате которой могут сформироваться валютные зоны с региональными резервными валютами. В перспективе такими зонами могут стать: рублевая зона (Россия, ЕврАзЭС и отдельные страны СИГ); зона юаня или йены (Китай, Япония, страны АСЕАН и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона); валютная зона Латинской Америки на базе стран – участниц МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Венесуэла) и стран Андской группы (Боливия, Колумбия, Перу, Венесуэла, Эквадор); зона "золотого динара" – арабские страны Ближнего и Среднего Востока и другие мусульманские государства.
Появление региональных резервных и расчетных валют наряду с долларом США и евро сможет значительно повысить устойчивость мировой финансовой системы. Существуют также более радикальные и спорные предложения в отношении реформирования валютной составляющей мировой финансовой системы: об установлении фиксированных валютных курсов и о возможном возврате к золотому или золотовалютному (золотодевизному) стандарту, который стал бы реальным обеспечением устойчивости национальных валют большинства стран мира. Более подробно проблема реформирования мировой валютной системы изложена в главе 4.
Глобальный экономический кризис обнажил много проблем, связанных с функционированием глобальной экономики. Одной из центральных является проблема соотношения роли государства и рынка, механизмов и масштабов рыночного и государственного регулирования. Кризис наглядно показал, что ставка на рыночное саморегулирование сама по себе не обеспечивает устойчивого и сбалансированного развития экономики. Между тем опыт свидетельствует, что чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь снижает стимулы для развития, создает преграды для динамичного роста бизнеса. Кризис высветил необходимость поиска баланса между этими силами. На саммите "двадцатки" намечены определенные шаги в этом направлении: усиление координации на глобальном уровне, более жесткие требования к банкам, отказ от рискованных финансовых инструментов, подрывающих надежность международной финансовой системы и пр.
Слабость действующих регуляторов мировой экономики состоит в том, что секторы глобальных финансовых рынков оказались вне зоны регулирования, анализа и статистики. Создание нового глобального регулятора, наделенного полномочиями контролировать глобальную экономику, должно предполагать включение представителей всех основных стран. Международные организации, не включающие развивающихся гигантов, не смогут действенно регулировать экономические процессы. В период кризиса проявились серьезные изъяны в мировой банковской системе, в том числе в деятельности международных финансовых организаций. В настоящее время в системах управления МВФ и ВБ имеется ряд проблем легитимности и репрезентативности. В этих институтах недостаточно широко представлены развивающиеся страны; позиции стран с быстрорастущими экономиками и золотовалютными резервами не отражают их сегодняшнее политическое и экономическое влияние; развитые страны по-прежнему имеют слишком большую долю голосов. Система управления ВБ и МВФ требует глубокого реформирования. Основной функцией МВФ должно быть предупреждение и недопущение глобальных и страновых финансовых кризисов, а не запоздалая помощь в их ликвидации и, тем более, не навязывание странам-реципиентам помощи либеральной экономической модели вне зависимости от степени их готовности к ее принятию.
Базельскому комитету по банковскому регулированию предлагается внести существенные коррективы в основополагающие принципы и соглашения в плане ужесточения нормативно-правовой базы регулирования и надзора за деятельностью банковских институтов во всех странах мира, исходя из уроков нынешнего финансового кризиса. Необходимо разработать глобальные стандарты для деятельности финансовых институтов во всех странах мира, совершенствовать систему регулирования и контроля в системообразующих секторах финансового рынка. Особенно это касается деятельности хедж-фондов, внебиржевой торговли деривативами, рейтинговых агентств и др. Банкротство известных коммерческих и инвестиционных банков в период финансового кризиса поставило под сомнение эффективность и объективность деятельности многих мировых рейтинговых агентств, призванных официально подтверждать финансовую состоятельность и надежность как финансовых институтов, так и суверенных государств. Очевидно, эти организации также требуют реформирования, в том числе увеличения юридической и уголовной ответственности за результаты их деятельности. Рейтинговые агентства должны уменьшать, а не увеличивать финансовые риски. Координация денежно-кредитной политики между центральными банками ведущих стран мира по выработке единых подходов к установлению уровня ставки рефинансирования, кредитной, курсовой и антиинфляционной политике должна стать более тесной.
Назрела необходимость создания системы, регулирующей движение капитала в глобальной экономике, в том числе деятельность офшорных центров, принципы трансграничных слияний и поглощений и др.
Основные понятия
Валютно-финансовая интеграция – процесс сближения и сращивания валютно-финансовых систем нескольких национальных хозяйств в единую систему, которая позволяет ввести единую валюту и проводить согласованную финансовую политику.
Европейская валютная система (ЕВС) – государственно-правовая форма организации валютных отношений стран Общего рынка с целью
стабилизации валютных и стимулирования итерационных процессов. ЕВС являлась подсистемой Ямайской мировой валютной системы.