Увольнение с военной службы
Одним из важнейших элементов прохождения военной службы является увольнение. Следует отметить, что хотя само по себе увольнение с военной службы не является окончанием военной службы, военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части до тех пор, пока он в установленном порядке не уволен с военной службы.
Увольнение с военной службы рассматривается как обстоятельство (событие), которым в соответствии с федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы определяется служебноправовое положение военнослужащих при прохождении военной службы.
Основания для увольнения с военной службы можно условно разделить на три группы.
Первая группа предусматривает общие основания для увольнения с военной службы (ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"):
а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении в случаях, указанных в законе;
е) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
ж) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
и) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
к) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
л) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу но призыву, депутатом, а также по иным основаниям, установленным Федеральным законом.
Вторая группа (ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона) предусматривает порядок увольнения по инициативе руководителя (государства). Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) с переходом на службу в иные органы власти;
в) с невыполнением им условий контракта;
г) с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
е) как не выдержавший испытание;
ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и по иным установленным законодательством основаниям.
Третья группа оснований (ч. 3 ст. 51 Федерального закона) – увольнение с военной службы по инициативе военнослужащего:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, признанных негодными но состоянию здоровья);
в) по семейным и иным обстоятельствам.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" введена новая статья 51.1 "Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения". Приведем ее основные положения.
1. Взыскания, предусмотренные подп. "д. 1" и "д. 2" п. 1 (в связи с утратой доверия) и подп. "e. 1" п. 2 (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей) ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", применяются в порядке, установленном законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), – и на основании рекомендации указанной комиссии.
2. При применении взысканий, предусмотренных вышеуказанными пунктами, учитываются характер совершенного военнослужащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей.
Таким образом, мы рассмотрели основные юридические факты прохождения военной службы: назначение на воинские должности; присвоение воинских званий; аттестацию военнослужащих; переводы и перемещения военнослужащих; увольнение с военной службы.