Усыновление

Различия регламентации усыновления в отдельных странах (разная оценка возможности усыновления лиц, достигших совершеннолетия, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и т.д.) определяют роль коллизионных норм в данной области. Вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:

1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;

2) усыновление – при одинаковом гражданстве сторон – производится на территории другого государства.

Ранее усыновление российских детей иностранными гражданами было сравнительно редким и осуществлялось на общих основаниях, т.е. с применением российского (советского) права. Однако число усыновляемых детей растет, появляются связанные с усыновлением спорные вопросы, требующие отыскания подлежащего применению права, наиболее тесно связанного с отношениями, возникающими при усыновлении. Законодательство последнего времени расширяет применение иностранного права. Усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится теперь в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя – будущего главы семьи (ст. 165 СК РФ). Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (требования к усыновителю в отношении возраста, материального положения и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве. Аналогичные коллизионные привязки используются в законодательстве многих зарубежных стран.

Наряду с применением законодательства страны усыновителя ст. 165 СК РФ предписывает соблюдение одновременно норм российского семейного законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускается усыновление, порядок усыновления, ведение учета подлежащих усыновлению детей и лиц, желающих усыновить ребенка, порядок получения согласия на усыновление, т.е. обеспечивающего при усыновлении интересы детей. Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту – и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление недопустимо.

Одновременное применение в соответствии со ст. 165 СК РФ и иностранного, и российского семейного права означает, очевидно, что практически должны быть выполнены требования и того и другого права. Если, например, необходимая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным по иностранному праву составляет более предусмотренных в России 16 лет, должны быть соблюдены требования этого более строгого закона.

При усыновлении на территории России российскими гражданами детей, являющихся иностранными гражданами, применяется российское законодательство, т.е. правила СК РФ . По при этом учитывается и тот факт, что усыновляемый ребенок имеет иностранное гражданство: необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, – согласие ребенка на усыновление.

Исходя из принципа защиты интересов усыновляемых детей, закон формулирует правило, имеющее общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя (следовательно, и от подлежащего применению права) при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами России (например, Конвенцией о правах ребенка), усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 апреля 2006 г. № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъяснил, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

Помимо коллизионных проблем при усыновлении детей иностранцами возникают вопросы, связанные с процедурой усыновления. В России эта процедура в принципе определяется по российскому законодательству, но – с учетом специфики такого усыновления – с привлечением и специальных правил (это специальное регулирование не применяется, однако, к случаям, когда речь идет об усыновлении в России российских детей иностранцами, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации). Так, для обеспечения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их на воспитание: 1) в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, или 2) на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данное ограничение соответствует правилам ст. 21 Конвенции о правах ребенка. Верховный Суд РФ не раз указывал судам на недопустимость нарушения этого требования.

Информацию о детях иностранцы, как и российские граждане, получают через банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, созданный в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Специальное правило касается подсудности – заявления об усыновлении подаются лицами, постоянно проживающими за границей, не в районные суды, а в суды "второго звена" по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Есть некоторые особенности в процедуре судебного разбирательства дел об усыновлении детей иностранцами, в требованиях к представляемым документам.

За пределами России защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами, осуществляется консулами Российской Федерации, которые должны брать таких детей на учет.

Защита в государстве пребывания интересов граждан представляемого государства и охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних, которые являются гражданами представляемого государства, входят в число консульских функций согласно Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., в которой участвует более 150 государств, в том числе Россия.

Среди действий по выполнению консульских функций Консульский устав РФ называет и действия в отношении усыновленных (усыновляемых) несовершеннолетних граждан Российской Федерации. Так, консул в соответствии со ст. 19 должен извещать соответствующий федеральный орган исполнительной власти о ставших ему известными случаях усыновления российских несовершеннолетних граждан с нарушением порядка, установленного законодательством России, в том числе об усыновлении в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а также разъяснять органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления. Консул также информирует российских граждан, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить российского ребенка, проживающего в России, по их просьбе о порядке усыновления, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 19 Консульского устава РФ консул в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних российских граждан, усыновленных проживающими в консульском округе российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует соответствующий федеральный орган о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных и о неблагополучии в семье усыновителей. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить ребенка, в России не допускается. В качестве посреднической деятельности, однако, не рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей но выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Эти организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели (ст. 126.1 СК РФ). Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято постановление № 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, где определен порядок получения разрешений на открытие представительств и осуществление деятельности по усыновлению (разрешения выдаются Министерством образования и науки РФ), осуществления деятельности и контроля.

Возможны случаи, когда дети – российские граждане усыновляются иностранными гражданами за границей. Российское законодательство допускает признание произведенного за границей усыновления ребенка – российского гражданина, проживающего за пределами России, если усыновление произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Требуется лишь установить, что орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за границу, дал предварительное разрешение на усыновление.

Договоры о правовой помощи и Минская конвенция 1993 г. решают коллизионные вопросы усыновления в общем единообразно. Как и в СК РФ, в них предписано в принципе применение законодательства государства, гражданином которого является усыновитель. Если ребенок имеет гражданство другого государства, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является. Следует обратить внимание на правило ст. 40 Кишиневской конвенции 2002 г. Воспроизводя соответствующие нормы об усыновлении Минской конвенции и не меняя, по видимости, основной привязки к гражданству усыновителя, она вводит оговорку о том, что эта основная привязка применяется, "если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное".

В некоторых договорах, например в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г., исходным считается не гражданство усыновителя, как это принято в Минской конвенции 1993 г., двусторонних договорах о правовой помощи и ст. 165 СК РФ, а постоянное место жительства.

Что касается Гаагской конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, которую Россия подписала 7 сентября 2000 г. (но пока не ратифицировала), то она содержит в основном материально-правовые нормы, направленные на осуществление усыновления в интересах ребенка, и обеспечивает признание усыновления, произведенного в одном из договаривающихся государств по правилам Конвенции, во всех других странах-участницах.

Международное сотрудничество в области усыновления, особенно на двусторонней основе, может – с учетом особенностей законодательства Договаривающихся Сторон – обеспечить, в частности, надлежащий контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Правительству рекомендовано инициировать заключение подобных договоров с иностранными государствами (п. 7 ст. 1 и ст. 4 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации").

6 ноября 2008 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован Россией 9 ноября 2009 г.). В основе данного договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г., прежде всего принцип всесторонней защиты прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Стороны упомянутого Договора от 6 ноября 2008 г. обязались принимать все предусмотренные законодательством меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей. Сотрудничество должно осуществляться через Центральные органы договаривающихся государств. Детально урегулирована процедура усыновления.

Договор содержит и коллизионные нормы: согласно ст. 6 условия, при которых ребенок может быть усыновлен, и, в частности, факт установления того, что ребенок остался без попечения родителей и не представилось возможным устроить сто на воспитание или поместить в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление в государстве происхождения, определяются законодательством государства происхождения. Кроме того, законодательством государства происхождения определяется, какие лица или органы должны давать согласие на усыновление, а также необходимость получения согласия ребенка на усыновление и форма такого согласия. Вместе с тем кандидаты в усыновители должны отвечать требованиям, установленным законодательством обеих Договаривающихся Сторон и данным Договором.

13 июля 2011 г. в г. Вашингтоне подписан еще один подобный договор – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Соглашение помимо общих положений, определяющих сферу его применения (оно распространяется на детей, не достигших 18 лет, являющихся гражданами и обычно проживающими на территории одной из стран-участниц, усыновляемых на территории государства происхождения и переезжающих в принимающее государство), общие условия усыновления и сотрудничества исполнительных органов (ч. I), содержит (в ч. II) правила о применимом законодательстве. Так, усыновление и переезд ребенка и требования к кандидатам в усыновители определяются в соответствии с национальным законодательством Сторон и положениями данного Соглашения. Условия, при которых ребенок может быть усыновлен, перечень лиц, организаций или органов, согласие которых необходимо для усыновления, а также форма такого согласия определяются национальным законодательством государства происхождения. Решение об усыновлении ребенка принимается компетентным органом государства происхождения, принимающим решение об усыновлении (ст. 6). Урегулирована процедура усыновления и переезда (ч. III), а также порядок осуществления сотрудничества в области усыновления и обмен информацией.

18 ноября 2011 г. подписан, а 30 июля 2012 г. ратифицирован Договор России с Францией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. По содержанию данный договор близок к рассматриваемым договорам с Италией.

13 июля 2011 г. в г. Вашингтоне был подписан, а 30 июля 2012 г. ратифицирован (вступил в силу 1 ноября 2012 г.) еще один подобный договор – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Соглашение, помимо общих положений, определяющих сферу его применения и общие условия усыновления и сотрудничества исполнительных органов (ч. I), содержало (ч. II) правила о применимом законодательстве. Решение об усыновлении ребенка должно было приниматься компетентным органом государства происхождения, принимающим решение об усыновлении. Была урегулирована процедура усыновления и переезда (ч. III), а также порядок осуществления сотрудничества в области усыновления и обмен информацией. Принятие в России Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", предусматривающего, в частности, запрет на усыновление гражданами США российских детей, помимо других последствий подорвало базу, на которой основывалось Соглашение, так как российские суды с 1 января 2013 г. (дата вступления закона в силу) уже не могли принимать решения о таком усыновлении. Пункт 2 ст. 4 названного Федерального закона предусматривает в связи с этим прекращение от имени Российской Федерации действия Соглашения.