Усвоение норм орфоэпии
Факторы усвоения норм орфоэпии детьми дошкольного и младшего школьного возраста представляют собой пусковой механизм, движущую силу процесса формирования произносительной культуры, во многом определяющие его эффективность.
А. А. Бондаренко отмечает, что у ребенка-дошкольника, воспринимающего лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно, под влиянием естественного речевого окружения. С приходом ребенка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться подражание речи окружающих, при этом важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. С началом школьного обучения в действие вступает новый фактор — процесс усвоения норм орфоэпии продолжается под значительным воздействием написания. Это становится источником общих для всех русских школьников орфоэпических ошибок; например, в слове что учащимися произносится [чт| вместо |шт|. Такие ошибки вызваны несоответствием звукового и буквенного составов слова, распространены не только в озвученной письменной, по и в естественной разговорной речи детей[1]. Предупреждение отрицательного воздействия написания на становление орфоэпических норм обеспечивается целенаправленным обучением детей орфоэпически правильном чтению написанного и грамотной записи орфоэпически диктуемого.
Традиционно выделяют следующие тины орфоэпических ошибок в речи школьников:
1) произносительные ошибки, вызываемые воздействием письма (например, орфографическое чтение);
2) орфоэпические ошибки просторечного характера (например, трамвай, конпот);
3) орфоэпические ошибки диалектного происхождения (например, еще — [ишо]; к[о]кие);
4) ошибки, обусловленные влиянием родного нерусского языка (например, в речи детей мигрантов).
А. А. Бондаренко разработан для начальной школы орфоэпический минимум[1], основу которого составляют слова и формы, отличающиеся устойчивостью, стабильностью. Усвоению подлежат следующие правила произношения:
1) чтв местоимении что и его производных;
2) чн в словах конечно, нарочно, отлично;
3) щн в слове помощник; А)гк,гчъ слове легче, мягче;
5) окончания ого/его (зимнего) и слово сегодня;
6) слов иноязычного происхождения (район);
7) твердых (кафе, партер) и мягких (кофе, гипотеза) согласных перед Е в заимствованных словах.
Слова из орфоэпического минимума составляют словарик "Говори правильно", входящий в структуру учебника русского языка.
Условия успеха в работе по усвоению норм орфоэпии названы Т. А. Ладыженской[3]. Во-первых, следует сделать установку на необходимость усвоения правильной речи: это столь же важно, как усвоение норм правописания. У ученика необходимо сформировать стремление овладеть нормативной стороной речи как одной из слагаемых понятий "культура речи", "культурный человек". Во-вторых, целесообразно сформировать у учащихся представление о понятии "произносительная норма" как о принятом в русском языке обязательном правиле произношения. В-третьих, следует обеспечить многократное повторение правильного варианта произношения слова для выработки нужного автоматизма. Специальные исследования показывают, что, при наличии у детей сознательной установки на усвоение нормы, таких повторений может быть от 10 до 100; последнее относится к ситуации преодоления произносительной ошибки, которая давно вошла в речь ребенка. В-четвертых, необходимо реализовать системный подход в проведении орфоэпических упражнений.
Виды орфоэпических упражнений:
1) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений (столяр, столяр);
2) выбор одного из данных (ошибочного или нормативного) языковых средств;
3) замена ошибочных вариантов произношения нормативными;
4) запоминание слов из орфоэпического словаря в контексте. Приемы запоминания орфоэпических норм описаны А. А. Бондаренко. 1. Заучивание стихотворных строк, в которых нормативный вариант Звонят, звонят ученики... Зачем писать им в дневники. Какой урок им задан? Ведь телефон-то рядом. (А. Барто)
2. Проговаривание вслух слов, словоформ, произношение которых надо запомнить. Рекомендуется такие слова группировать на определенном основании, например глаголы в форме прошедшего времени женского рода с ударением на -а (начала, позвала, убрала). Эффективность использования приема проговаривания вслух увеличивается, если реализуются различные мнемонимические приемы, игровые технологии, применяется опора на зрительное восприятие и др.
3. Ознакомление со словариком А. А. Бондаренко "Говори правильно: орфоэпический словарик". Дети узнают, на какие вопросы отвечает орфоэпический словарь, знакомятся с особенностями его построения, характером сокращений, читают вступительную статью. Также целесообразно предусмотреть упражнения со словарем.
4. Изготовление и ведение индивидуальных орфоэпических словариков, построенных не по алфавиту, а в соответствии с правилами произношения, что способствует лучшему запоминанию нормированного произношения слов.
5. Работа с орфоэпическими таблицами-словарями, имеющими постоянный словарный состав.