Лекция 10. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В результате изучения главы студент должен:
• знать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права таких детей;
• уметь составить договор о приемной семье;
• владеть навыками усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, оформления опеки и попечительства над ними.
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ). Государство предоставляет таким детям дополнительные гарантии по социальной поддержке[1].
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность данных органов регулируется Законом об опеке и попечительстве.
Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают соответствующие формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других органов, а также юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
До устройства данных детей на воспитание в семью или в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (понечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ).
К детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
К детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих живых родителей в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
Федеральное законодательство определяет порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 10.1).
Региональные банки данных и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Министерство образования и науки РФ [2] является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Рис. 10.1
Установление законом формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представлены на рис. 10.2.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ).
Рис. 10.2