Уставный капитал и имущество предприятий
Уставный капитал представляет собой сумму денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия. Уставный капитал — первоначальный, исходный капитал предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется в учредительных документах при государственной регистрации предприятия.
Минимальный размер уставного капитала регламентируется законодательством:
• в открытом АО он не может быть менее 1000 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ);
• в закрытом АО и в ООО — не менее 100 МРОТ.
Максимальный размер уставного капитала законодательством не регламентируется.
Размер уставного капитала определяется на основе необходимых технико-экономических и сметно-финансовых расчетов и предварительной прибыльности проекта. В оплату уставного капитала могут поступать денежные и имущественные взносы. К имущественным взносам относятся:
— здания, сооружения, машины, оборудование, сырье и другие материальные ценности;
— имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т.п.);
— интеллектуальная собственность;
— ценные бумаги;
— средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).
Размер уставного капитала может изменяться по решению общего собрания акционеров в связи с изменением размера имущества предприятия, переоценкой имущества (основных средств) предприятия в связи с инфляцией.
Уставный капитал придает финансовую устойчивость предприятию, служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.
Складочный капитал — совокупность вкладов участников полного товарищества или товарищества на вере, внесенных для осуществления его хозяйственной деятельности.
Паевой фонд — совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенного и созданного в процессе деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные организации формируют в установленном порядке уставный фонд, под которым понимают совокупность выделенных организации государством или муниципальными органами основных и оборотных средств.
Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев), и увеличивается в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Понятия "уставный капитал", "складочный капитал", "паевой фонд", "уставный фонд" характеризуют ту часть собственного имущества, размер которой указывается в учредительных документах.
Имущество предприятия включает материальные, финансовые и нематериальные активы. В состав материальных активов входят: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия.
К финансовым активам относятся: денежные средства, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в ценные бумаги, паи и долевые вклады в другие предприятия.
Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию фирмы, пакеты документов, ноу-хау, авторские права, которые могут быть проданы или переданы.
Имущественный комплекс предприятия (в терминологии бухгалтерского баланса — его активы или хозяйственные средства) подразделяется на внеоборотные и оборотные активы (средства). К внеоборотным активам относятся объекты имущества со сроками обращения (погашения) свыше одного года (так называемые долгосрочные активы), оборотными активами признаются объекты имущества со сроком обращения до одного года включительно (так называемые краткосрочные активы). В состав внеоборотных активов входят: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные инвестиции. Оборотные активы включают: оборотные средства, краткосрочные финансовые вложения. Краткосрочные финансовые вложения состоят: из облигаций и других ценных бумаг; депозитов; векселей, выданных клиентам; краткосрочных займов денежных средств, предоставленных контрагентам предприятия.
Имущество предприятия может служить объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п. Предприятие по своим долгам отвечает принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними.
При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим на это имущество вещные права или обязательственные права в отношении предприятия.
Показатели оценки положения предприятия в отрасли
Структуру производства отрасли определяют по доле производимой предприятиями продукции в общем объеме ее выпуска в натуральном и стоимостном выражении; по соотношениям основных производственных фондов; численности персонала и другим показателям. Так как назначение предприятия — производить продукцию, то наиболее точно отраслевую структуру производства можно охарактеризовать показателями доли производимой предприятиями продукции.
Показатели оценки положения предприятия в отрасли по производимой продукции
1. Удельный вес продукции предприятия в общем объеме производства продукции в отрасли
где Уп , Ут — объем продукции, произведенной на предприятии и в отрасли.
Разность удельных весов характеризует изменение (увеличение, уменьшение) доли продукции предприятия в общем объеме се выпуска в отрасли за рассмотренный период
где Уотч, — удельный вес продукции, произведенной па предприятии в отчетном и базисном периодах. 2. Темп роста объема продукции
где Уотч, У6аз — объем производства продукции в отчетном и базисном годах.
Показатель характеризует увеличение или уменьшение производства продукции на предприятии или в отрасли в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Темп прироста объема продукции
3. Отношение темпа роста объема производства продукции на предприятии к темпу роста объема производства продукции в отрасли (К — коэффициент опережения) показывает, во сколько раз быстрее (если К > 1) или медленнее (если К < 1) увеличивается производство продукции на предприятии по сравнению с отраслью: