Установление взаимодействия с различными социальными
институтами, отдельными специалистами, учеными, практиками как форма реализации педагогического потенциала социума
В реализации возможностей и ресурсов социума важное место занимает проблема взаимодействия с различными социальными институтами, отдельными специалистами, учеными, практиками. Если изучать разные механизмы реализации педагогического потенциала социума, то среди широкого их многообразия центральное место в этом поиске занимает проблема установления взаимодействия как важнейшего механизма использования потенциала социума для разрешения проблем личности или социальной группы.
Поэтому, раскрывая данное понятие, необходимо учитывать его смысловое значение. В широком смысле "взаимодействие" выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. При этом взаимодействие выступает как объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.
Во-первых, взаимодействие проявляется в обмене информацией между людьми, вступившими в отношения. Например, любые два и более людей, вступающие в общение, вольно или невольно предоставляют разнообразную информацию друг другу. При этом не играет особой роли, какая это информация: вербальная или невербальная. Важно, что человек получает определенную информацию от другого. Однако по мере взаимодействия возникает потребность получать значимую информацию, нужную для каждой из сторон.
Во-вторых, любое взаимодействие проявляется в согласовании действий участвующих в нем людей и является социальным, т.е. подчеркивается именно человеческий характер отношений между людьми, вступающими во взаимодействие друг с другом.
Поэтому для более ясного понимания термина "взаимодействие" применительно к данной теме обратимся к более узкому и наиболее часто употребляемому в смысловом отношении значению, которое по своей сущности созвучнее с понятием "координация" (лат. "со" – "совместно", "ordinatio" – упорядочение, взаимосвязь, согласование), т.е. взаимосвязанная, согласованная совместная деятельность различных его субъектов.
При установлении высокого уровня взаимодействия важным является наличие четкого представления о значимых ресурсах конкретных социальных институтов, их количественно-качественных характеристиках, плане действий специалистов по поиску необходимых ресурсов и возможностей социума, включающем наиболее эффективные формы и методы включения самой личности в процесс реализации ресурсов и возможностей социума и степень участия специалистов учреждения-донора в разрешении проблем личности. Совместная деятельность, как правило, имеет социальноправовые составляющие, которые регламентируют деятельность каждой из сторон и обеспечивают высокую эффективность достижения намеченных целей деятельности. Обычно взаимодействие этого уровня реализуется на основании соглашений, договорных обязательств, взаимовыгодных для каждой из сторон. Этот аспект деятельности специалистов-потребителей актуализирует необходимость заботиться о создании условий привлекательности учреждений-доноров для участия в совместной деятельности.
Подобно тому, как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной педагогике смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую социальную деятельность.
В любом случае взаимодействие нуждается в определенной алгоритмизации процесса своего развития. Для установления определенного типа взаимодействия важными являются следующие шаги:
– первый шаг – выявление социально-педагогических проблем учащихся, родителей и педагогов, имеющих место в образовательном учреждении и требующих для их разрешения привлечения внешних источников ресурсов и возможностей;
– второй шаг – определение минимума ресурсов и возможностей социума, необходимого для разрешения выявленных в образовательном учреждении проблем учащихся, родителей и педагогов. В этих целях важно использовать основные критерии оценки потенциала социального института, социальной деятельности, социальных отношений, потенциала индивидов (социальных потребностей и социальных способностей, социальных ценностей);
– третий шаг – поиск в ближайших и далеких сферах социума педагогических ресурсов и возможностей, адекватных имеющимся проблемам в образовательном учреждении;
– четвертый шаг – вычленение из всей совокупности элементов социума (разнообразия социальных институтов, разновидностей социальной деятельности, многообразия социальных отношений) необходимых носителей педагогического потенциала, наиболее значимых для разрешения имеющихся проблем;
– пятый шаг – планирование работы по установлению контактов и мер по заинтересованности партнеров во взаимодействии с данным образовательным учреждением;
– шестой шаг – реализация педагогического потенциала социума в совместной деятельности сторон, участвующих во взаимодействии;
– седьмой шаг – оценка результатов взаимодействия образовательного учреждения с соответствующим социальным институтом по реализации его педагогического потенциала в разрешении конкретных социально-педагогических проблем учащихся, родителей и педагогов, а также определение перспектив дальнейшего сотрудничества и мер взаимной заинтересованности сторон.
При анализе процесса установления взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию.