Установление связей с зарубежной исторической наукой

После Октябрьской революции были прерваны связи между российскими и зарубежными исследователями. Наступление на буржуазную и мелкобуржуазную историческую науку, изоляция советской страны на международной арене не способствовали развитию контактов с международным сообществом историков.

Лишь в 1922 г. Оргкомитет V Международного конгресса историков направил в адрес РАН[1]приглашение участвовать в работе конгресса. В состав российской делегации вошли В. В. Бартольц, Н. П. Оттокар и Е. В. Тарлс. В 1924 г. академик Е. Ф. Карский участвовал в работе Первого Международного конгресса славянских географов и этнографов в Праге. В 1927 г. на конгрессе славянских географов и этнографов в Варшаве работала более представительная по численности делегация из СССР.

В июле 1928 г. группа историков-марксистов (М. Н. Покровский, В. В. Адоратский, Н. М. Лукин, С. М. Дубровский,

В.М. Фриче и др.) и историков "старой школы" (С. Ф. Платонов, М. К. Любавский, М. М. Богословский, Д. II. Егоров и др.) по приглашению Общества по изучению Восточной Европы посетила Германию. В Берлине прошла "Неделя советской исторической науки". В августе того же года историки из СССР (М. Н. Покровский, В. В. Адоратский, В. П. Волгин, Е. А. Кос- минский, А. Е. Пресняков, В. И. Пичета, П. Ф. Преображенский, Е. В. Тарле и др.) приняли участие в работе VI Международного конгресса историков в Осло. В 1928—1929 гг. Советский Союз добился права представительства в ряде комиссий при Международном комитете исторических наук.

Начавшийся диалог между российскими и зарубежными учеными не получил развития. Более того, контакты с зарубежными учеными были поставлены в вину историкам "старой школы" во время "Дела академика Платонова" и историкам-марксистам в годы репрессий.

Подготовка обобщающих трудов по истории

Новая власть испытывала потребность в обобщающих работах по отечественной истории, написанных па основе марксистских позиций, с целью замены учебников, принадлежавших перу дореволюционных ученых. В создании таких работ решающую роль сыграли представители старшего поколения марксистских историков, сформировавшихся на рубеже XIX—XX вв. Они основывались на материале, написанном ими еще в дореволюционный период, по в советское время внесли в него серьезные коррективы.

В 1920 г. М. Н. Покровский выпустил книгу "Русская история в самом сжатом очерке". Две ее первые части охватывали историю России до конца XIX в., третья — 1896—1906 гг. (издана в 1923 г.). После знакомства с первыми двумя частями книги Ленин предложил сделать ее учебником, дополнив хронологическим указателем и историографическими сюжетами. До середины 1930-х гг. "Сжатый очерк" был главным учебным пособием по истории страны. Автор показал ее с точки зрения эволюции экономики и развития классовой борьбы, обосновывая закономерность и неизбежность русской революции. "Сжатый очерк" написан на основе дооктябрьского труда Покровского "Русская история с древнейших времен", дополненного новым материалом.

Н. А. Рожков в 1919—1926 гг. выпустил 12-томную "Русскую историю в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики)", охватывающую период с древнейших времен до Октябрьской революции и гражданской войны. Показав русскую историю в сравнении с историей других стран и народов, Рожков выявил как общие, так и особенные черты русского исторического процесса. Для методологических воззрений Рожкова была характерна эклектика. Он постепенно эволюционизировал от представления о многомерности исторической науки к признанию материалистического понимания истории единственно верным.

В основе русской истории, но Рожкову, лежала социологическая схема, состоявшая из девяти периодов: первобытное общество, общество дикарей, варварское общество (VI—X вв.), феодальная революция (X—XII вв.), феодализм (XIII—XVI вв.), дворянская революция (XVI — первая четверть XVIII в.), старый порядок (вторая четверть XVIII — первая четверть XIX в.), демократическая революция (первая половина XIX в. — 1907 г.), капитализм. Схема Рожкова была далека от классической марксистской теории общественно- экономических формаций, однако при изложении фактического материала он последовательно придерживался формационного подхода к истории России.