Установление консульских отношений и открытие консульских учреждений
Установление консульских отношений между государствами производится по взаимному согласию. Это сообразуется со ст. 1 Устава ООН, которая возлагает на членов ООН обязанности осуществлять международное сотрудничество и развивать дружественные отношения между нациями.
Согласие на установление консульских отношений может проявляться разными способами. В международной практике установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских отношений. Например, обмен нотами между посольствами СССР и Бирмы в Великобритании 18 февраля 1948 г., в которых речь шла о согласии обоих государств установить между собой "нормальные дипломатические и консульские отношения".
Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских отношений. В 1956 г., когда ФРГ разорвала дипломатические отношения с Югославией, консульские отношения между ними сохранялись и консульства продолжали функционировать. Практике известны случаи, когда государства устанавливали и поддерживали между собой только консульские отношения, как это было в течение длительного времени между СССР и ЮАР до их разрыва в связи с введением против ЮАР санкций ООН. В 1992 г. консульские отношения России с ЮАР были восстановлены одновременно с восстановлением дипломатических отношений.
С установлением консульских отношений возникает возможность открытия консульских учреждений. Для этого требуется согласие государства, где консульское учреждение будет функционировать. Договоренность об открытии таких учреждений нередко достигается на основе взаимности.
По этому соглашению устанавливается и консульский округ, т.е. район государства пребывания, в пределах которого консульское учреждение будет осуществлять свои функции, а также численность консульского персонала.
Предметом договоренности является и класс консульского учреждения. В международной практике сложилось деление глав консульских учреждений на четыре класса: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. Соответственно именуются и возглавляемые ими консульские учреждения.
Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только по договоренности с государством пребывания. Согласие последнего необходимо и в том случае, если какое-либо генеральное консульство или консульство намерено открыть вице-консульство или консульское агентство не в том месте, где оно само находится, что отражено в ст. 4 Венской конвенции 1963 г.
Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством, а допускаются к выполнению своих функций государством пребывания.
Документом, удостоверяющим назначение главы консульского учреждения и его полномочия, является консульский патент (или подобный ему документ), в котором указываются его имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.
В одних государствах этот документ подписывается главой государства (США, Франция, Великобритания и др.) и скрепляется подписью министра иностранных дел; в других государствах, включая Россию, консульский патент подписывается министром иностранных дел. Обычно по дипломатическим каналам консульский патент направляется правительству (практически в министерство иностранных дел) государства пребывания.
Глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих обязанностей только после получения экзекватуры от государства пребывания. Она может иметь форму отдельного документа, но может выражаться и в соответствующей надписи на патенте.
Экзекватура – это акт государства пребывания, которым оно окончательно допускает главу консульского учреждения к выполнению официальных консульских функций.
В выдаче экзекватуры может быть отказано, причем отказывающее государство не обязано сообщать мотивы отказа.
Впредь до выдачи экзекватуры, что нередко занимает определенное время, в соответствии с нормами международного права глава консульского учреждения может временно выполнять свои функции. О том, что глава консульского учреждения допущен к выполнению своих функций, государство пребывания обязано немедленно уведомить власти консульского округа. Руководитель консульского отдела посольства не нуждается в патенте и экзекватуре.
Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве главы консульского учреждения в этом государстве.
Консульские должностные лица, куда относится и руководитель консульского учреждения, являются основной категорией работников консульского учреждения. Им поручено в этом качестве выполнение консульских функций (ст. 1 Венской конвенции 1963 г.). Законы большинства государств предусматривают, что консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Из числа граждан государства пребывания они могут назначаться не иначе как с определенно выраженного согласия этого государства.
Лица, выполняющие в консульском учреждении административные или технические обязанности, называются консульскими служащими. Существует также категория работников обслуживающего персонала. В качестве собирательного понятия для всех охарактеризованных выше категорий консульского персонала в Венской конвенции 1963 г. применяется понятие "работники консульского учреждения". О назначениях, прибытии и окончательном отбытии работников консульского учреждения и о других изменениях, влияющих на их статус, должно уведомляться государство пребывания.
Совокупность глав консульских учреждений, действующих в данном консульском округе, составляет (в узком смысле) консульский корпус, который, однако, не выполняет каких-либо функций, кроме церемониальных. Датами выдачи экзекватуры определяется в каждом классе старшинство между главами консульских учреждений разных государств.
Практически же консульский корпус охватывает всех консульских должностных лиц, включая почетных консулов иностранных государств. Консульский корпус возглавляет старший по классу и первый по дате получения экзекватуры, которому присваивается звание "дуайен консульского корпуса".
Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство, что то или иное консульское должностное лицо является persona non grata, т.е. нежелательным лицом. При этом оно не обязано сообщать мотивы своего решения.
Представляемое государство должно соответственно отозвать такое лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.
В решении практических вопросов открытия консульских учреждений важную роль играет содействие государства пребывания, которое, как сказано в Венской конвенции 1963 г., должно предоставлять "все возможности для выполнения функций консульского учреждения". В частности, оно должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении согласно своим законам и правилам помещений для консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем. В случае необходимости оно должно также оказать помощь консульскому учреждению в получении подходящих жилых помещений для его работников.
Взаимное оказание содействия в деле обеспечения функционирования посольств и консульских учреждений нередко является предметом специальной договоренности сторон. Например, согласно Договору о дружбе и сотрудничестве между Россией и Грецией 1992 г. обе стороны обязались обеспечивать условия для нормальной работы и оказывать на основе взаимности всемерное содействие деятельности аккредитованных на их территории дипломатических, консульских и иных представительств.