Услуги воздушного транспорта
Основные перевозочные услуги воздушного транспорта включают:
- перевозки грузов пассажирскими авиалиниями по пассажирским расписаниям. Операторами являются грузовые агенты 1АТА, перевозчиками — "классические" пассажирские авиакомпании, использующие багажно-грузовые отсеки пассажирских самолетов;
- линейные перевозки специализированными грузовыми авиакомпаниями. Часто в этом качестве выступают дочерние структуры пассажирских перевозчиков. В начале 2000-х объемы перевозок грузов пассажирскими и специализированными компаниями сравнялись между собой, а к 2023 г., согласно имеющимся прогнозам, уже до двух третей всех авиагрузов будет перевозиться специализированными грузовыми операторами. Доставка груза может выполняться по схеме "терминал — терминал" или при участии агентов и экспедиторов — "от двери до двери". Основной тип воздушных судов — грузовые версии широкофюзеляжных пассажирских самолетов;
— перевозки грузов, выполняемые компаниями-интеграторами (DHL, FedEx, TNT, UPS), которые эксплуатируют большие собственные парки воздушных судов различных типов. Такие перевозки обычно являются составной частью комплексного логистического сервиса "от двери двери";
— чартерные авиаперевозки грузов. Выполняются специализированными компаниями, использующими грузовые воздушные суда.
В авиации широко распространено предоставление транспортных средств в аренду. Возможна аренда "чистого" самолета без экипажа (dry lease) или аренда воздушного судна на условиях ACMI (Aircraft, Crew, Maintenance, Insurance — самолет, экипаж, обслуживание, страхование). Аренда воздушных судов, в частности, позволяет нетранспортным компаниям формировать авиапарки для доставки собственных грузов.
Реализация услуг воздушного транспорта
Важнейшую роль в системе грузовых воздушных перевозок играют грузовые агенты IATA (IATA Cargo Agents). Аккредитованные агенты IATA — это квалифицированные экспедиторы, прошедшие специальную подготовку, имеющие стабильное финансовое положение и банковские гарантии, строго следующие в своей деятельности правилам и тарифам IATA.
Грузовые агенты работают в тесном взаимодействии с авиакомпаниями, терминальными хендлерами, другими экспедиторами, перевозчиками наземного транспорта. Они имеют опыт и знания, необходимые для работы с широким диапазоном грузов и являются основными "поставщиками отправок" для авиаперевозчиков, выполняющих регулярные рейсы. Авиакомпании взаимодействуют и с обычными экспедиторами при условии, что в их штате есть специалисты, имеющие сертификат IATA.
Организуя в интересах клиента доставку груза "от терминала до терминала" или "от двери до двери", агенты IATA выполняют следующие основные функции:
— оформление всех необходимых документов;
— сбор грузов отдельных отправителей и их консолидацию;
— отслеживание отправок на всем пути их следования;
— отсылка получателям уведомлений о прибытии грузов и необходимых документов;
— организация доставки груза получателю из аэропорта назначения;
- прием грузов, прибывших в адрес местных клиентов;
— подготовка документов и организация прохождения прибывающими грузами всех видов контроля;
— конечная доставка грузов получателям и подготовка для них необходимых документов.
Для обеспечения перевозок грузов своих клиентов агенты резервируют провозные возможности на рейсах авиакомпаний, действуя на долговременной (договоры о бронировании могут иметь срок до года) или краткосрочной основе. Отношения агентов с перевозчиками могут быть достаточно сложными, поскольку в интересах клиентов им часто приходится одновременно взаимодействовать с конкурирующими между собой компаниями.
Важной функцией грузовых агентов является консолидация грузов для воздушной перевозки. Многие агенты (так называемые консолидаторы) специализируются на сборе отправок от различных отправителей для формирования минимальных по объему сборных партий груза с использованием ULD. Некоторые из них используют для этого собственный парк авиаконтейнеров и специальные средства упаковки — например, вакуумные чехлы для одежды, которые позволяют уменьшить объем груза на 60—70%.
Агенты IATA могут выдавать клиенту накладную авиакомпании с ее номером и логотипом (Master Air Waybill), выступая в качестве агента авиаперевозчика, либо так называемую нейтральную воздушную накладную (Neutral Air Waybill). В последнем случае грузовой агент действует как перевозчик по договору, который принимает на себя полную ответственность за выполнение перевозки. При выпуске нейтральной авианакладной наземная часть маршрута осуществляется в соответствии национальным законодательством соответствующей страны, а воздушная — на основе положений Варшавской конвенции1. Нейтральная авианакладная — транспортный документ мультимодальной перевозки, признанный ассоциацией экспедиторов FIATA и Международной торговой палатой. Она может выступать как свидетельство исполнения продавцом своих обязательств по поставке товара и служит документом для предъявления в банк для оплаты сделки по документарному аккредитиву.
В случае задержки рейсов или отсутствия провозных возможностей авиакомпаний при доставке на короткие и средние расстояния грузовой агент, выдавший нейтральную авианакладную, может принять решение о выполнении всей перевозки автомобильным транспортом.
Скорость сообщения является главным достоинством грузовой авиации. Принято считать, что авиаперевозка способна обеспечить доступность любого пункта назначения в пределах интервала 24—48 ч. Крейсерская скорость дальнемагистральных самолетов составляет порядка 850 км/ч, пунктуальность выполнения авиарасписаний, как правило, весьма высока. Вместе с тем на практике срок доставки "от двери до двери" с применением авиаперевозки в международном сообщении составляет 5—6 суток. Эта величина в большей степени зависит от времени подготовки грузов к отправлению, ожидания в транзитных аэропортах и времени конечной наземной доставки, нежели от времени самой авиаперевозки. Поэтому международное авиационное сообщество ведет постоянную работу по ускорению всех наземных операций, сокращению документооборота и исключению ненужных посредников.