Условия внутреннего спроса

Наибольшее значение имеет не объем внутреннего спроса, а его качество. Национальный рынок может быть относительно небольшим, а спрос на нем – огромным благодаря высокому уровню доходов населения, умело проведенной рекламной политике и т.п. Напротив, возможен и такой вариант, что при узости национального спроса существует огромный рынок для производимой продукции как внутри страны, так и за рубежом. Существенно также соответствие внутреннего спроса тенденции спроса на мировом рынке. В качестве примеров можно привести такие страны, как Бирма или Пакистан, внутренний рынок которых довольно значителен, но существующий на этом рынке спрос в большинстве своем неплатежеспособен. Напротив, узость внутреннего рынка с высоким платежеспособным спросом в Швейцарии заставляет компании Nestle и АВВ работать преимущественно на зарубежных рынках сбыта.

В конкурентной борьбе выигрывают такие страны, в которых развитию определенного сегмента рынка уделялось повышенное внимание в соответствии с особыми внутренними условиями спроса, в то время как в других странах спрос был невысок. Например лидерство европейской самолетостроительной компании Airbus Industry, представляющей Францию, Германию, Испанию и ряд других стран ЕС, в производстве среднемагистральных самолетов большой вместимости (А320 и А321) объясняется долгим игнорированием данного сегмента рынка американской корпорацией Boeing (лишь недавно появились более вместительные серии 800 и 900 модели Boeing 737). Дело в том, что пассажиропотоки и характер их обслуживания в США и Западной Европе отличаются. В Европе популярностью пользуются маршруты относительно небольшой протяженности между крупными городами и столицами разных стран, обслуживаемые небольшим числом авиаперевозчиков. Напротив, в США аналогичные маршруты обслуживают многочисленные конкурирующие авиакомпании на самолетах меньшей вместимости (типа Boeing 737 серий 300, 400 и 500).

Немаловажны характер и разборчивость самих потребителей. Дело в том, что хорошо информированные потребители заставляют отечественных производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, изобретать качественно новые продукты. При этом важно, чтобы внутренний спрос соответствовал тенденциям на мировом рынке. В таком случае, если товар неплохо продается внутри страны, то его можно предлагать повсюду, и наоборот: товар, никому не нужный внутри страны, невозможно вывести на мировой рынок. Требовательные потребители в таком случае способствуют появлению высококлассных национальных компаний, которые "усилиями" своих потребителей выводятся в число мировых лидеров. Первенство японских производителей аудио- и видеотехники на мировом рынке как раз и объясняется привередливостью японских покупателей к качеству и внешнему виду продукции.

Таким образом, среди условий внутреннего спроса наибольшее значение имеют:

1) структура спроса (сегментация рынка и природа покупательских потребностей, объем рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о потребностях, уровень образованности потребителей, концентрация населения, государственные закупки, национальные стандарты качества);

2) объем и характер роста внутреннего спроса;

3) механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на рынки зарубежных стран.