Условия формирования смысла жизни
Под формированием смысла жизни понимается процесс становления зрелой личности, предполагающий стабилизацию внутренней интеграции человека, наличие устойчивых жизненных планов[1]. В онтогенезе смысл жизни проходит путь от спонтанной мечты до стойких жизненных перспектив и жизненного идеала. Вопросы о смысле жизни впервые возникают в подростковом возрасте с целью обретения личностью социальной определенности, при этом смысл жизни в виде перспективного проекта выступает в качестве регулятора активности человека на определенный жизненный период. Однако вопросы о смысле жизни человек задает себе постоянно до преклонных лет: с начала жизненного самоопределения, пытаясь понять свое предназначение, до подведения жизненных итогов в своих мемуарах. В процессе жизнетворчества жизненный смысл доминирует как высшее интегративное образование. Каждому этапу жизненного пути присущи свои жизненные цели, своя жизненная стратегия, способствующая их достижению. Руководствуясь своей жизненной концепцией, осуществляя свой замысел, человек управляет собственной жизнью.
Поиск смысла жизни – это осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и цель; осознание того, ради чего живет человек. Возникновение вопроса о смысле жизни – всегда симптом какого-то кризиса, поворота событий. Человек, целиком поглощенный каким-то делом, не спрашивает себя, имеет ли оно смысл. Осмысление, критическая переоценка жизненных ценностей, как правило, связаны с какой-то паузой, кризисом в деятельности или в отношениях с другими людьми. Наличие жизненного смысла – это не только понимание, ради чего жить, но и могучий источник жизненной энергии. "Тот, кто знает, зачем жить, вынесет любое как" (Ф. Ницше). Более того, обладание смыслом жизни свидетельствует о том, что человек вышел на высокий, рефлексивный (осмысленный) уровень самосознания.
При практическом, прагматическом подходе сложность, недоступность понимания высшего смысла жизни заменяется подсознательным пониманием, основанным на заложенной в природе человека естественной потребности жить.
Она настолько сильна, что делает смыслом жизни человека удовлетворение этой потребности, осознание самоценности жизни; того, что смысл жизни и есть сама жизнь. Для практического подхода характерен поиск смысла жизни в конкретной жизнедеятельности человека и сопровождающих ее социальных явлениях:
• в личном, индивидуальном счастье (эгоизм);
• счастье всех людей, служении людям (альтруизм);
• служении какому-то делу, идее (одержимость, самоотверженность, патриотизм и др.);
• поиске истины (наука, творчество);
• удовольствиях, наслаждениях (гедонизм);
• в любви, семейной жизни; в продолжении рода, в детях;
• в богатстве (меркантилизм, мещанство);
• во власти, славе (карьеризм, тщеславие).
Например, какой-нибудь молодой человек верит, что его
труды – бесценный вклад в фонд человечества. Преисполненный восторгом от сознания собственной гениальности, он будет жить и трудиться радостно и воодушевленно.
Смысл жизни можно обрести в чем угодно. Может быть, величайшая мудрость заключается в том, чтобы находить смысл в любом занятии, даже в рутинном. Смысл существования нс определяется человеком раз и навсегда. Личность постоянно развивается, изменяется; меняется и смысл жизни. В современной реальности основой жизненного смысла может быть возможность самореализации личности.