Условия формирования у ребенка социальных эмоций
В качестве важнейшего условия для формирования как эмоционального заражения, так и стремления ласкаться к взрослому можно назвать восприимчивость и отзывчивость матери к сигналам ребенка. С трех-четырех месяцев эмоциональные сигналы ребенка, в особенности плач,
начинают направляться на людей, осуществляющих уход за ним. Ребенок по-разному плачет, если хочет кушать или спать либо просит эмоционального контакта. Позже, примерно к шести-семи месяцам, такого рода сигналы еще более дифференцируются. К примеру, ребенок звуками показывает взрослому, какая еда ему нравится, а какая нет; по его взгляду становится заметно, если он хочет спать или устал. Если мать (другой ухаживающий за ним человек) замечает эти сигналы, реагирует на них, то ребенок привыкает находиться с ней в близком эмоциональном контакте, учится чувствовать ее состояние, а затем переносит свое умение на других людей.
Весьма существенна реакция матери не только на негативные, но и на позитивные сигналы ребенка. Если ребенок улыбается матери, очень важно улыбнуться ему в ответ, заметить, что он есть, показать, что его любят. Например, когда мать входит в комнату и ребенок улыбнется ей, увидеть его, улыбнуться, иногда "гугукнуть". Или же, если мать в комнате и занимается своими делами, периодически стоит подходить к ребенку и "гугукать", целовать его. Ведь слишком много внимания и ласки не бывает, если мать действительно понимает потребности ребенка и отходит от него, когда чувствует, что ребенок "наобщался" и ему интересно уже что-то другое. Например, немного поговорив с ребенком, можно слегка отвернуться, а потом посмотреть, занялся ли он своими делами либо продолжает смотреть на мать и искать се взгляд.
Если мать по каким-то причинам редко бывает дома, нужно последить за тем, не начинает ли ребенок меньше, чем раньше, улыбаться ей или быстрее отвлекаться от общения с ней, и тогда нужно восстановить качество контакта. К примеру, больше носить ребенка на руках, смешить его.
Алина, 6 месяцев
Я иногда подхожу к ней и начинаю говорить: "Ой, какая тут у нас девочка вкусная! Ой, а что мама с дочей делать будет! Мама сейчас дочку будет кусать или обцеловывать! Ам-ам-ам!" При этом я глажу ее, чешу под кофточкой пальчиком. Она начинает улыбаться, смеяться.
А еще я недавно заметила, что она стала головой вертеть довольно быстро, когда радуется или улыбается. Подумала и поняла, что когда я подхожу к ней с ласками, с играми, то сама верчу головой. Это значит, что она уже повторяет мои движения.
Если же мама редко отзывается на сигналы ребенка, то и он начинает проявлять по отношению к ней меньше эмоций. Кроме того, он перестает чувствовать внутреннее состояние окружающих, и тогда в будущем у него могут возникнуть трудности в общении.
Следовательно, если взрослые хотят, чтобы у ребенка появилась способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих его людей, необходимо, чтобы в младенчестве у него сформировалось эмоциональное заражение. Для этого стоит обратить внимание на то, понимают ли взрослые сигналы ребенка, правильно ли отзываются на них.