Уровни (стадии) развития логистики
В развитии логистических систем конкретных предприятий можно выделить четыре последовательных стадии (уровня) развития[1].
Па первой стадии логистика в организации (предприятии) затрагивает складирование и транспортировку готовой продукции. Логистические стратегии на этой стадии пока еще не разрабатываются, а логистические функции выполняются по принципу непосредственного реагирования на ежедневные изменения спроса и возникающие сбои в процессе распределения продукции.
На второй стадии логистика объединяет процессы обслуживания заказчиков, обработки заказов, складирования, управления запасами готовой продукции, транспортировки. Другими словами, на второй стадии происходит интеграция всех логистических функций, выполняемых при распределении готовой продукции. На этой стадии могут формироваться стратегии распределения товаров.
На третьей стадии к логистике, сформированной па предыдущем уровне, добавляется еще одна функциональная область. Предприятия вводят логистический подход в снабжении, логистика в этой области охватывает доставку сырья, материалов на предприятие, управление запасами материалов, незавершенного производства, закупку сырья, материалов, проектирование логистических систем. Ряд предприятий третью стадию организуют как интеграцию производства и распределения, для этого формируют планы загрузки производственных мощностей на основе планов продаж и распределения но каналам сбыта. На этом уровне логистики предприятия вводят системы ключевых показателей, производят оценку функционирования логистики предприятия на основе сравнения со стандартами качества, с лучшей практикой.
На четвертой стадии интегрируются все функциональные области логистики, предприятия решают вопросы проектирования логистических систем, возможны выходы на глобальный уровень работы с учетом законов разных стран. Предприятия более активно используют процессный подход, реализуют концепцию управления цепями поставок.
Переход от стадии к стадии может быть постепенным или скачкообразным (как результат внутри- и межорганизационного слияния). Постепенный переход от стадии к стадии занимает от шести месяцев до двух лет, а переход от первого до четвертого уровня развития — около 20 лет.
Интересной, на наш взгляд, является альтернативная эволюция логистики, которая представляется как чреда логистических революций.
Исторический экскурс
Согласно исследованиям А. Е. Андерсона[2] фундаментальные изменения и мировой экономике последнего тысячелетия объясняются трансформацией структуры логистических систем. При этом структура характеризуется изменением "быстрых" и "медленных" переменных. Так, структура изменения производства, характера труда, культуры и общественных институтов вызывается медленным, поступательным развитием в соответствующих логистических сетях, представляющих собой пространственные динамические системы, отражающие движение товаров, информации, денег и людей. Резкие падения и подъемы объемов производства ("быстрой" переменной) отчетливо наблюдаются и могут быть вызваны постепенными изменениями "медленной" переменной. По мнению В. Б. Занга[3], именно концепция логистических систем помогает объяснить качественные аспекты региональной эволюции.
Следуя указанной концепции, развитие городов и межрегиональных экономических связей в мире в период с X по XX в. можно представить в виде четырех революций:
• I революция: начало — XI в. (Италия), окончание — XVI в. (страны Северной Европы);
• П революция: начало — XVI в. (Италия, Испания, Португалия), окончание — XIX в. (страны Северной Европы);
• III революция (начало — XVIII в. (Англия), окончание — XXI в. (развивающиеся страны):
• IV революция (начало — вторая половина XX в. (Япония, Швейцария, Западная Германия, Швеция).
Период I революции характеризуется следующими факторами: возобновление старых торговых путей и возможности передвижения через Европу и Азию; ослабление торговых барьеров, дорожных опасностей, стоимости транспортировки и др. Другими словами, происходит постепенное "медленное" улучшение сетей инфраструктуры.
II революция — это мировые географические открытия: "путь в Индию", открытие Америки (т.е. транспортная логистика) и одновременный рост интеллектуального потенциала, развитие наук, ремесел, производства.
III революция связана с началом эры промышленной революции в Англии. Это появление новых транспортных средств: парохода, паровоза и т.д.
IV революция связана с возрастанием объема информации, расширением сетей связи и ростом объема научных знаний.