Уровни социологического знания

Категория уровня социологического знания чрезвычайно важна для понимания того, как и из чего складывается структура социологии как науки. Понятие "уровни социологического знания", во-первых, является адекватным обобщением ступенчатости формирования социологического знания и, во-вторых, детерминирует характер и сущность каждой ступени социологического знания.

Научное познание – это восхождение от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Цель науки – познание сущности явлений, поэтому процесс ее исторического развития может быть представлен как переход от познания сущности п-го порядка к сущности порядка п + 1, и так без конца, ибо границ в познании ни в мире, ни в мышлении человека не существует. Порядок сущностей того или иного явления, собственно, и есть ступени развития социологического знания, связывающие между собой различные уровни познания в процессе приращения нового знания к уже имеющемуся.

• Сложность развития социальной среды быстрее всего фиксируется эмпирическими социологическими исследованиями, формирующими эмпирический уровень социологического знания, т.е. формирующими первую ступень, первый уровень приращения знания вообще и социологического знания в частности. Полученное эмпирическое знание – это знание первого, "низшего" уровня познания в социологии. Его можно сравнить с необработанным природным алмазом, добытым рабочим в шахте из массы породы. Но рабочий не просто находит алмаз методом поиска, а ищет его, используя предыдущие знания об этом деле.

• Следующим уровнем социологического знания будет уровень обработки нового эмпирического материала теоретическими методами. Уровень осмысления нового эмпирического материала, новых эмпирических данных происходит в социологии на уровне специальных, или частных, социологических теорий, которые, как мы уже знаем, в социологии нередко называют теориями среднего уровня, желая таким образом подчеркнуть, что уровень теоретического обобщения в данном случае не выходит за рамки именно этого данного явления. Таким образом, в социологии мы можем говорить о теоретическом обобщении каких-либо отдельно взятых социальных явлений, событий, признаков в какой- либо сфере социальной действительности. Эти области или сферы социальной действительности выявлены благодаря практической потребности дифференцировать социологические исследования по какому-то основанию, критерию, чтобы аналитически точно представлять себе реальную социальную жизнь общества. Выделяют два основных критерия дифференциации человеческой деятельности:

1) по сферам (областям) деятельности или взаимодействия человека с обществом. Так объективно возникли социология труда, семьи, образования, культуры и др.;

2) но признаку взаимодействия социологического знания с состоянием или уровнем знаний других наук. Так формируется социальная психология, политическая, экономическая, экологическая социология, социолингвистика, этносоциология и др.

• Наконец, третьим уровнем постижения в социологии новых данных, прошедших этап эмпирического накопления, а затем осмысления их на стадии теорий среднего уровня, является создание общей социологической теории.

Третий уровень социологического знания характеризуется высочайшим уровнем обобщения, потому что именно здесь синтезируются общие моменты теории среднего уровня и выявляются наиболее общие закономерности развития социума как целостного организма, в котором частные закономерности развития любой части целостности уходят внутрь и имеют опосредованное влияние на развитие общества как целого. Степень этой опосредованности достаточно велика и связь общей социологической теории с теориями среднего уровня носит существенный характер.

Закономерности, выявленные теорией среднего уровня, должны быть "вписаны" в общесоциологическую теорию. Через теории среднего уровня необходимо прийти к обобщению специальных теорий одного общего класса, выйти на закономерности самого высшего порядка, приобретающие статус законов развития общества в целом.

Таким образом, мы имеем три уровня, три ступени осмысления новых эмпирических данных в общей картине развития социологического знания, его восхождения от конкретного к абстрактному. Такой подход позволяет говорить о формуле "трехуровневой" структуры социологического знания. Например, социология семьи – теория среднего уровня – должна изучать семью как целостное социальное явление с точки зрения: а) ее общности с другими социальными явлениями; б) ее специфики; в) закономерностей и перспектив ее развития. Значение такого подхода проявляется в том, что семья может быть проанализирована с позиции нескольких теорий среднего уровня.

Итак, структура социологического знания складывается из трех уровней:

• первый уровень – общесоциологическая теория, ОГЛАВЛЕНИЕм которой являются наиболее общие законы развития общества как единого целого;

• второй уровень – специальные, частные теории, или социологические теории среднего уровня, ОГЛАВЛЕНИЕм которых являются закономерности развития отдельных областей, сфер социальной жизни общества;

• третий уровень – эмпирические исследования. Именно на этом уровне социология добывает новую информацию о социальных процессах жизни общества. В этой связи необходимо подчеркнуть, что любому эмпирическому социологическому исследованию предшествует теоретическое осмысление как общего, так и специального плана области социальной жизни, которую предполагается эмпирически исследовать. ОГЛАВЛЕНИЕм эмпирического уровня социологического знания являются социальные факты реальной действительности.