Уровни профессионализма

В отечественной психологии выделяют следующие уровни профессионализма[1]:

допрофессионализм – человек нс владеет нормами и правилами профессии, не достигает в труде творческих и высоких результатов;

профессионализм – человек последовательно овладевает качествами профессионала, т.е. усваивает нормы профессии, достигает достаточно высоких результатов в профессиональной деятельности, начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в ней, развивать себя средствами профессии;

суперпрофессионализм – человек выходит за пределы своей профессии и творчески обогащает ее своим личным вкладом;

непрофессионализм, или псевдопрофессионализм, – человек внешне осуществляет активную трудовую деятельность, но в профессиональном становлении его имеются деформации, проявляющиеся, в частности, в том, что он выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность;

послепрофессионализм – этого уровня профессиональной деятельности достигают люди, дожившие до пенсионного возраста. На данном уровне человек может быть просто "профессионалом в прошлом", а может выступать как консультант, наставник, который делится своим профессиональным опытом с молодыми коллегами.

Психолого-педагогические особенности профессионального становления[2]

Проблема профессионализации носит комплексный характер и реализуется в рамках трудового обучения, профессиональной ориентации, "готовности к труду", адаптации личности к профессиональным требованиям, системогенеза профессиональной деятельности, изучения процесса профессионализации. Центральное место в концепции профессионального становления занимает представление о четырех стадиях профессионализации.

Первая стадия: возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. В качестве критерия данного этапа выступает социально и психологически обоснованный выбор профессии.

Вторая стадия: собственно профессиональное обучение, т.е. этап целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности. Психологический критерий данной стадии – профессиональное самоопределение.

Третья стадия: процесс вхождения в профессию, характеризующийся активным овладением профессией и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива. Критерий этой стадии – достаточно высокие производственные показатели деятельности, определенный уровень развития профессионально значимых качеств и психологический комфорт.

Четвертая стадия: полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде. Уровень реализации характеризуется как степенью овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформулированности отношения к делу, а также мерой творчества, мастерства.

В целом профессиональное становление личности представляет собой сложное полисистемное образование, которое регулируется на основе социальных и индивидуальных критериев. Оно тесно связано с реальной жизнедеятельностью человека, осуществляется на основе его целенаправленной активности, включая профессиональное обучение и научение, профессиональное развитие и саморазвитие, профессиональное воспитание и самовоспитание.

В психологии выделяют разные способы взаимодействия человека и профессии. Так, В. Д. Шадриков считает, что процесс принятия профессии и профессионализации в целом осуществляется на основе проецирования структуры мотивов личности на ОГЛАВЛЕНИЕ и условия профессиональной деятельности[3]. В конечном счете принятие профессии разворачивается в некоторую форму социально-профессиональной активности субъекта труда, которая в психологии носит называние профессионального самоопределения. Как известно, оно может осуществляться в течение всей профессиональной жизни индивида.

Следует отмстить, что процесс профессионального становления личности протекает на фоне гетерохронности развития психофизиологических функций и кризисов профессионального становления. В зависимости от стадии профессионального становления можно выделить кризисы поиска и выбора профессии, кризисы профессионального обучения и кризисы самостоятельной профессиональной деятельности, осознания новой ситуации социально- профессионального развития (у студентов I–II курсов) и столкновения с реальными профессиональными задачами (у студентов IV курса).

В условиях модернизации образования большое внимание в профессиональном становлении специалиста отводится формированию системного мышления, аналитических способностей, готовности к новому, гибкости в принятии решений, организаторских способностей, умении "управлять" временем и работать в команде, коммуникативности и ориентации на систематическое развитие.