Уровни педагогического исследования
Эмпирический (практический) — устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов.
Теоретический — выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Методологический — на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область.
Научно-педагогические исследования по их направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные исследования и разработки.
Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования — это работы, направленные па углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки ведутся с целью обоснования конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.
Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Он выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм и др.
Следующий уровень методологии — общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Третий уровень методологии — конкретно-научный — представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Технологический уровень методологии составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.
Методологические подходы к педагогическому исследованию
Методологические подходы позволяют вычленить проблемы педагогики и определить стратегию и основные способы их разрешения; целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию; прогнозировать наибольшую вероятность получения объективного знания.
Целостный подход — личность понимается как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.
Личностный подход — ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития.
Деятельностный подход предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного изучения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Этот подход требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, обучения его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними. Это предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут подвергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и учет их при построении и осуществлении педагогического процесса.
Диалогический подход — уникальность человеческой личности рождается и проявляется лишь в диалогическом общении. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностном составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
Методологические принципы научно-педагогического исследования:
• объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений. "Объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе); вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим; развитие этой вещи (явления), ее собственное движение и собственная жизнь" (В. И. Ленин);
• изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями;
• изучение явления в его развитии;
• рассмотрение процесса развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития.