Уровни конфликтов
В любой организации существует несколько уровней конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные, конфликт между организацией и внешней средой.
Источники внутриличностных конфликтов: фрустрация; диалектика целей; взаимодействие ролей и неопределенность роли. Фрустрация - психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достичь личные цели. Формы поведения человека в состоянии фрустрации: агрессия; уход из области, в которой испытал фрустрацию; закрепление приверженности личным целям и компромисс. Данный вариант конфликта является следствием неудовлетворенности человека работой, отсутствием стабильности рабочего места и реальных перспектив. Сюда же относятся нарушение принципа единоначалия, когда подчиненный получает противоречивые указания от руководителей разного ранга.
Межличностные конфликты имеют следующие источники: индивидуальные различия (темперамент, менталитет, ценности, установки, традиции и др.), дефицит информации и других ресурсов, неэффективные коммуникации, несовместимость ролей (властные полномочия и ответственность распределены недостаточно четко). Обычно при межличностном конфликте позиции конфликтующих сторон принципиально различны.
Источниками межгрупповых конфликтов считаются конкуренция за получение ограниченных ресурсов, взаимозависимость производственных заданий, неограниченные полномочия, борьба за статус. Разновидность межгруппового конфликта - конфликт между формальными и неформальными группами в одном коллективе (между штатными менеджерами и неформальными лидерами).
Организационные конфликты возникают между различными категориями работников предприятия в рамках служебных взаимодействий. Их виды: структурный конфликт (структура организации препятствует реализации декларируемой миссии), функциональный конфликт (отсутствие баланса между общими и функциональными подразделениями), конфликт между линейным и штабным персоналом.
Конфликт между организацией и внешней средой. Взаимодействие организации с внешней средой часто приводит к конфликтам с потенциальными конкурентами, поставщиками, потребителями, налоговыми и другими государственными органами.
Виды организационных конфликтов
Знание видов и типов конфликтов необходимо для того, чтобы успешно ими управлять - разрешать, избегать, ограничивать, сознательно вызывать, изменять их характер и течение, использовать в целях развития организации.
Классификация конфликтов по разным признакам приведена в табл. 17.1.
Личностные конфликты возникают в случае противоречий личных качеств людей - позиций, особенностей характера, интересов и ценностей.
Деловые конфликты отражают отношения людей в процессе их совместной деятельности. Они проявляются в факторах дисциплины, распределения функций и ответственности. Деловые конфликты могут быть вызваны как субъективными, так и объективными причинами. Последние проявляются как потребность в инновациях, модернизации, решении реальных проблем, они не зависят от субъективных оценок менеджеров.
Скрытые конфликты не имеют внешнего проявления, по могут протекать в формах саботажа или интриги.
Таблица 17.1. Виды конфликтов
Признаки классификации |
Виды конфликтов |
Сфера возникновения |
Деловые Личностные |
Характер возникновения |
Объективные, связанные с реальными проблемами Субъективные, связанные с различием субъективных оценок, событий и отношений, предметов конфликта |
Форма проявления |
Скрытые (саботаж, интрига) Открытые (забастовки, клика и др.) |
Последствия конфликта |
Конструктивные, ведущие к рациональным преобразованиям ("запущенный" конфликт) Деструктивные, разрушающие систему отношений и организацию |
Распределение потерь |
Симметричные Асимметричные |
Открытые конфликты чаще всего представляют собой борьбу за преимущество в распределении организационных ресурсов, в том числе за власть; проявляются, в частности, в виде забастовок.
Конфликты конструктивного характера способствуют преобразованиям, обновлению, рационализации и инновациям.
Деструктивные конфликты ведут к разрушению организации, нарушению ритмов работы, возникновению напряженности и острых противоречий в коллективе.
Симметричные и асимметричные конфликты различаются разными или одинаковыми последствиями для участников (выигрыш/проигрыш).
Кроме перечисленных выше, выделяют по временным параметрам конфликты затяжные, вялотекущие и моментные.
Во всех конфликтах участвуют люди - менеджеры, персонал, по-разному относящиеся к конфликтам. Выделяют понятие "конфликтные личности" - люди с повышенным потенциалом конфликтности. Некоторые черты конфликтных личностей:
- завышенная самооценка: некритическое отношение к себе (обидчивость, злопамятство, нежелание считаться с другими);
- стремление быть в центре внимания (демонстративность, инициация споров и разногласий);
- подозрительность и мнительность (повышенная требовательность к другим и лояльное отношение к себе, манипулирование дисциплиной);
- импульсивность (излишняя эмоциональность, переходящая в агрессивность, непредсказуемость поведения);
- отношение к конфликту как средству достижения собственных целей (стремление "ловить рыбу в мутной воде");
- стремление всем угодить ("не высовываться", не иметь собственной позиции), такое повеление также может порождать конфликты.