Уровни экологического мониторинга

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (гл. XI, ст. 64–69) предусматривает осуществление экологического мониторинга на следующих уровнях:

а) государственный;

б) производственный;

в) муниципальный;

г) общественный.

Под государственным экологическим мониторингом окружающей среды (ГЭМОС) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством РФ.

Общегосударственную службу мониторинга охраны окружающей среды (ООС) возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятных последствий таких изменений. Информацию заинтересованным организациям Росгидромет передаст в двух формах: текущей и оперативной (экстренной).

Служба государственного контроля работает на трех уровнях:

1) посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;

2) территориальные, региональные, ведомственные центры обработки информации;

3) органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный инспектор в области ООС при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеет право:

• посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления контроля материалами;

• проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по ООС;

• проверять соблюдение требований, норм и правил в области ООС при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

• проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

• приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области ООС;

• привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области ООС;

• предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Производственный мониторинг – оценка деятельности предприятия с точки зрения безопасности для окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения других требований по охране окружающей среды.

Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля.

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный экологический мониторинг, может выполнять следующие функции:

• создание альтернативного информационного канала, повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях;

• наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно;

• привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены;

• развитие экологического образования и просвещения.

Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы. Кроме того, эти особенности общественного мониторинга создают серьезные предпосылки для организации конструктивного диалога, направленного на консолидацию усилий всех участников.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную экологическую среду и для предотвращения нарушения законодательства в области ООС. Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами. Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются.