Лекция 9. Управление транспортной логистикой при перевозках водным транспортом
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• какую роль играет морской транспорт в доставке перевозимых грузов России;
• основные законодательные акты, регулирующие морскую деятельность;
• основные международные договоры и конвенции, регулирующие вопросы транспортной логистики при водных перевозках;
уметь
• понимать и правильно применять законодательство, действующее в области перевозок грузов водным транспортом;
• работать с договорной и претензионной документацией, действующей на морском и речном транспорте;
• строить логистические схемы и маршруты доставки грузов морским и речным транспортом при международных и внутренних водных перевозках;
владеть
• знаниями, позволяющими грамотно и правильно применять законодательные и нормативные акты, действующие в области водных перевозок;
• техникой и методами работы с договорной и претензионной документацией, действующей на морском и речном транспорте;
• знаниями, позволяющими правильно принимать управленческие решения, связанные с использованием различных видов и типов морских и речных судов; трампового или линейного судоходства.
Управление водным транспортом в Российской Федерации
Водный транспорт играет ведущую роль в доставке грузов России. Особенно его роль велика во внешнеэкономических связях, где, например, на морской транспорт приходится более 50% перевозимых грузов. Среди грузов, перевозимых российским морским флотом, доминируют сырьевые товары: нефть и нефтепродукты (80% этих грузов во внешней торговле России перевозится морским транспортом), уголь, руда, металлы, лес, зерно. Доля продукции машиностроения относительно невелика и имеет место в основном при импорте.
Управлением водным транспортом России занимается Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта.
Департамент разрабатывает и осуществляет государственные мероприятия, направленные на целесообразное использование морского флота, обосновывает потребности в финансовых средствах для решения стратегических задач на морском транспорте, разрабатывает программы развития флота и меры по их реализации. Департамент определяет концепцию развития морского транспорта на основе потребностей хозяйства страны, разрабатывает проекты законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих функционирование морского транспорта России. Одной из главных задач является организация государственного надзора за обеспечением безопасности мореплавания и эффективной аварийно-спасательной службы, а также организация охраны морской среды и спасения человеческой жизни на море.
Основным законодательным актом, регулирующим эксплуатационную техническую, правовую, организационную и оперативную деятельность морского транспорта и соответственно организацию и осуществление международных морских перевозок грузов российской внешней торговли, является Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ.
Для пользователей услуг морского транспорта наибольший интерес представляют главы, касающиеся организации и планирования перевозок грузов, оформления договора морской перевозки, договора фрахтования судна на время, договора морского страхования, пределов ответственности судовладельца и претензий и исков. В этих главах речь идет о коммерческих и организационно-правовых аспектах деятельности морского транспорта России, взаимоотношениях клиентуры морского транспорта с перевозчиками, претензионной и исковой работе и т.д.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте". В соответствии с положениями этого документа лицензии на право ведения деятельности на морском транспорте уполномочен выдавать Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта (на внешнеторговую и межрегиональную деятельность) и морские администрации портов (на внутрирегиональную деятельность). Постановлением определены виды деятельности на морском транспорте, которые могут осуществляться юридическими и физическими лицами только на основании лицензий; установлено, что средства, получаемые от лицензирования, направляются на покрытие расходов по выдаче лицензий и ОГЛАВЛЕНИЕ органов, осуществляющих лицензирование.
Основным законодательным актом, регулирующим речные перевозки страны, является Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 03.02.2014), регулирующий эксплуатационную техническую и организационную деятельность речного транспорта.