Управление транспортной логистикой на корпоративном уровне
Значение логистики во внутрикорпоративной среде заключается в ее способности:
• содействовать росту конкурентных преимуществ компании и тем самым влиять на процесс увеличения стоимость изготовляемой компанией продукции;
• способствовать сокращению издержек, в первую очередь собственно издержек логистики, а также издержек компании в целом.
В современной теории бизнеса известны три стадии, определяющие конкурентные преимущества компании.
Во-первых, ценовое лидерство, т.е. компании необходимо стать наиболее дешевым производителем данного товара или услуги. Во-вторых, отличие от других, что позволяет клиентуре выделять именно эту компанию среди производителей аналогичных товаров или услуг. В-третьих, концентрация усилий на определенных направлениях (сегментах рынка), на которых компания хочет достичь успеха.
В соответствии с указанным многие компании видят в логистике возможность преуспеть, по крайней мере, в одном из названных конкурентных преимуществ. Например, эффективное управление логистической системой может снизить общую стоимость доставки товара до определенных рынков сбыта, что сразу приведет к росту цепового преимущества компании. Или концентрация внимания на вопросах совершенствования логистических операций и, следовательно, обслуживания клиентуры может привести к тому, что это выделяет фирму среди других и даст ей определенные конкурентные преимущества.
В рамках положительного влияния, оказываемого логистикой на конкурентные преимущества компании, важным признается следующее.
1. Связь между логистикой и процессом производства. Четкая организация доставки продукции (сырья), необходимой для производства товара, создания и содержания запасов может существенно в положительном смысле повлиять на длительность производственных циклов. От организации и функционирования логистической системы может зависеть вся закупочная стратегия компании, что, в свою очередь, влияет на издержки по содержанию запасов.
2. Связь между логистикой и маркетинговыми операциями. Логистику часто называют второй половиной маркетинга, так как процесс доставки товара на рынки сбыта играет большую роль в вопросах продвижения товаров и содействия их продажам. То есть логистика обеспечивает наличие товара в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве. Не говоря уже о том, что цена операций по доставке товара играет большую роль в определении окончательной его цены на рынке. Кроме того, логистика оказывает влияние также и на сам товар. По крайней мере, упаковка товара, обеспечиваемая логистиком, во многом способствует успеху его продаж.
3. Связь между логистикой и обслуживанием клиентуры. Выражается в том, что логистика обеспечивает сохранную доставку товара клиенту в оговоренном в заказе количестве и должного качества. При этом сама компания-поставщик очень заинтересована в том, чтобы товар поставлялся четко в срок и без потерь и вовремя был выставлен для продажи.
4. Связь между логистикой и закупочной политикой компании. Проявляется в том, что правильно организованная доставка сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий во многом способствует успешной деятельности компании в целом. Определение места закупки различных товаров, необходимых для осуществления производства, и их доставка в нужном количестве, в нужное время с минимальными издержками – эти вопросы на фирме призвана решать логистика. Так как операции по закупке сырья и полуфабрикатов и их доставка на предприятие так тесно связаны между собой, что, как правило, являются прерогативой одной и той же службы компании – департамента логистики.
5. Связь между логистикой и управлением персоналом компании. Прослеживается в вопросах подготовки квалифицированных кадров для департамента логистики.
6. Связь между логистикой и другими подразделениями компании. Прослеживается в вопросах планирования, финансовой политики, бухгалтерией, производственными отделами. Например, по рекомендации департамента логистики компания может принять решение о покупке собственных транспортных средств или собственного склада.
Многие эксперты вообще определяют логистику как "связующее звено", объединяющее производство, финансы и маркетинг.
На уровне конкретного предприятия, компании, организации (микроуровень) транспортная логистика рассматривается как одна из функциональных областей бизнеса, создающая конкретные конкурентные преимущества своему предприятию. В этом отношении миссия логистики для компании вполне определенна. Это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт – складское хозяйство – запасы. При этом логистика оказывает существенное влияние на синергетический эффект благодаря двум своим важнейшим аспектам:
• финансовому;
• организационному.
Смысл финансового аспекта заключается в том, что любое сокращение логистических издержек означает повышение доходности от коммерческой деятельности предприятия. Транспортная логистика (так же как и вся логистика в целом) может являться весьма затратным элементом ведения бизнеса. Затраты на доставку продукции могут оказаться выше, чем цена самого товара. И, следовательно, сокращение логистических издержек автоматически означает увеличение доходов.
Смысл организационного аспекта заключается в том, что любой произведенный продукт должен быть доведен до потребителя, в нужное время и в сохранном виде. В этом отношении какой бы замечательный продукт ни был создан на предприятии, но если в процессе доставки до потребителя логистика его потеряет, испортит, не доставит в срок и т.п., вся деятельность производителя может оказаться просто бесполезной.
В целом для достижения положительного синергетического эффекта в коммерческой деятельности компании стратегия в области логистики обязательно должна совпадать с общекорпоративной стратегией.
В последние годы наблюдается значительный рост интереса компаний к логистике. Это служит результатом изменений в среде бизнеса ввиду роста цен на энергоносители, государственного регулирования транспортной деятельности достижений научно-технической революции, особенно в информатике и вычислительной технике, возросшей конкуренции буквально по всему земному шару и т.д. Кроме того, как показывает нижеприведенный простой пример, зачастую эффект от сокращения логистических издержек может принести компании больший коммерческий успех, чем увеличение продаж.
Пример. Компания X имеет валовую прибыль в размере 5% объема продаж. На логистику приходится 22% операционных издержек компании. Какую дополнительную прибыль может получить фирма, если сократить логистические издержки на 10% за счет более эффективной организации логистических процессов?
Валовая прибыль составляет 5% объема продаж. Таким образом, операционные издержки для объема продаж 100 долл. составят 95 долл. На логистику приходится 22% затрат, следовательно, 95 • 0,22 = 20,9 долл.
Если компании удастся сократить свои логистические издержки на 10%, то экономия составит 20,9 • 0,1 = 2,09 долл.
Если предположить, что цена товара не меняется, а также нет изменений в других расходах, то величина этой экономии станет прямым вкладом в прибыль организации. 5 + 2,09 = 7,09 долл. В процентном отношении это составит 7,09:5 • 100% = 141,8%, т.е. рост на более чем 41%.
Значит, чтобы добиться такого же роста прибыли без сокращения издержек на логистику, компании пришлось бы на 41% увеличить продажи.
Тем не менее возросший интерес к логистике не означает автоматического улучшения эффективности логистических операций. Традиционно работающие компании зачастую оспаривают право на существование отдельного подразделения по логистике в своей структуре. Однако в современных условиях, и это уже ясно большинству, без специального подразделения по логистике не обойтись. В то же время, как построить работу этого отдела и распределить функции, как выстроить подчиненность и организовать отчетность, – готовых рецептов нет.