Управление транснациональной компанией с целью получения экономии от масштаба. Проблема оптимизации размера компании
Расширение масштабов деятельности транснациональной компании обычно происходит как в результате ее внутреннего роста, так и вследствие слияния или поглощения других фирм. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика к началу третьего тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменован появлением на экономической арене компаний-супергигантов.
Исходя из стремления транснациональных компаний к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих компании сливаться или поглощать, можно разделить на три группы:
– мотивы уменьшения оттока ресурсов (имеются в виду прежде всего денежные ресурсы, являющиеся издержками предприятия);
– мотивы стабилизации или притока ресурсов;
– нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы.
К первой группе мотивов, ориентированных прежде всего на уменьшение издержек, относятся:
– экономия от масштаба (рассмотрена выше);
– повышение эффективности работы с поставщиками. Это может быть достигнуто как путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками, так и путем прямой угрозы смены поставщика;
– ликвидация дублирующих функций. Смысл этого мотива – сокращение управляющего и обслуживающего персонала и расширение функций за счет устранения дублирования функций различных работников и централизации ряда услуг;
– кооперация в области НИОКР. Выгоды от слияния могут быть получены за счет экономии на дорогостоящих разработках новых технологий и создании новых видов продукции. С помощью слияний/поглощений могут быть соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации;
– уменьшение налогов, таможенных платежей и иных сборов;
– получение преимуществ на рынке капитала. Крупные ТНК добиваются более выгодных условий кредитования. Размер компании нередко сам по себе является гарантом стабильности и позволяет получать более высокий кредитный рейтинг, что, как правило, открывает доступ к более дешевым кредитам;
– устранение неэффективности управления. Распространение качественного менеджмента на поглощаемую компанию и привнесение более совершенных технологий управления способны стать важным фактором успеха объединенной структуры.
Ко второй группе мотивов, нацеленных на увеличение/стабилизацию поступлений, можно отнести:
– доступ к взаимодополняющим ресурсам. Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с их стоимостью до слияния, так как каждая приобретает то, чего ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно;
– приобретение крупных контрактов. У новой компании появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать за крупные, в том числе государственные, контракты – возможность, которой не было ни у одной из объединявшихся компаний. Получение такого контракта обеспечивает оптимальную загрузку мощностей и позволяет реализовать экономию масштабов. Крупнейшие ТНК обладают также достаточной экономической мощью, чтобы лоббировать свои интересы, тем самым становясь еще сильнее;
– получение преимуществ на рынке капитала. Размер компании, будучи гарантом стабильности, позволяет получать необходимые кредитные средства, от которых зависит дальнейшее развитие компании. Кроме того, у компании появляется больше возможностей оптимального использования капитала внутри нее самой. Трансфертные цены, внутренняя диверсификация капитала, установление в рамках концерна регулируемой конкуренции за капитал –лишь некоторые из возможных сценариев оптимизации работы с капиталом внутри компании;
– монополизация бизнеса. Порой при слиянии, прежде всего горизонтального типа, решающую роль (гласно или негласно) играет стремление достичь или усилить монопольное положение. Крупная организация обладает большим рыночным влиянием, что исключительно важно в современных условиях, когда господствуют различные модели несовершенной конкуренции вплоть до монополии (особенно на относительно замкнутых региональных рынках).
Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери;
– диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Важным источником положительной синергии является увеличение диверсификации (как в отношении предлагаемых товаров и услуг, так и географической), что снижает общую рискованность операций и гарантирует средний объем поступлений;
– обеспечение доступа к информации (ноу-хау). Как правило, новая компания привносит с собой и наработанную сеть клиентов, которые связаны с ней личными отношениями. Внутрифирменные культуры могут как взаимообогатить друг друга, так и стать камнем преткновения в совместной деятельности. Поэтому так важны интеграционные мероприятия на всех стадиях слияния/поглощения. Неуверенность в будущем и риск быть уволенным приводят к массовой флуктуации прежде всего наиболее квалифицированных сотрудников и работников высшего звена, которые легко находят новые предложения на рынке труда. Нередко с ними уходят и крупные клиенты. Получение доступа к новой, более дешевой информации/ноу-хау (о рынке, продуктах, менеджменте) в ходе слияния/поглощения избавляет компанию от необходимости тратить огромные средства на консалтинговые услуги третьих фирм, тем самым экономя денежные средства.
К третьей группе нейтральных по отношению к движению ресурсов мотивов относятся:
– использование разницы в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании-мишени значительно меньше стоимости замены ее активов. Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения возникает из-за несовпадения рыночной и балансовой стоимости приобретаемой фирмы. Рыночная стоимость фирмы базируется на ее способности приносить доходы, чем и определяется экономическая ценность ее активов. Справедливой является именно рыночная, а не балансовая стоимость. Именно она отражает экономическую ценность ее активов. На практике рыночная стоимость очень часто отклоняется от балансовой (инфляция, моральный и физический износ и т.п.);
– использование разницы между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа "вразброс"). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность "дешево купить и дорого продать". Нередко ликвидационная стоимость компании выше ее текущей рыночной стоимости. В этом случае фирма, даже при условии приобретения ее по цене несколько выше текущей рыночной стоимости, в дальнейшем может быть продана по частям, с получением продавцом значительного дохода (если активы фирмы могут быть использованы более эффективно при их продаже по частям другим компаниям, имеет место подобие синергетического эффекта);
– личные интересы менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании;
– защита от поглощения;
– "too big to fail". Как показывает опыт большинства стран, размеры корпорации сами по себе являются гарантией ее надежности (так называемый эффект "too big to fail" – слишком велик, чтобы обанкротиться). Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено "опекать" наиболее крупные компании, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими.
Большинство вышеприведенных мотивов направлены на достижение так называемого синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение различных ресурсов двух или нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний. Целое при этом либо превосходит сумму частей, либо приобретает новое качество, не присущее ни одной из его составляющих.
В общем виде формула для оценки одномоментного (на момент времени t) синергетического эффекта (СЭ) может быть записана следующим образом:
где СЭМt – синергетический эффект масштабов при достижении более оптимального объема производства и взаимодополнения ресурсов (рассчитывается как сумма разниц неоптимальных и оптимальных издержек на единицу продукции, умноженных на реальный объем производства по видам продукции);
СЭКt – синергетический эффект, достигаемый на рынке капитала (прибыль на кредиты и иной капитал, например акционерный, при выпуске акций, которая может быть получена лишь в случае слияния/поглощения; разница в уплаченных процентах за кредит и т.п.);
СЭНt – синергетический эффект, достигаемый за счет снижения уплаты налогов, таможенных пошлин и иных платежей в госбюджет;
СЭМоt – синергетический эффект, достигаемый за счет "монопольного" положения на рынке и возможности влиять как на потребителей/заказчиков, так и на поставщиков (способность избежать ценовой конкуренции, давление на поставщиков и получение скидок на большие объемы поставок, выигрыш крупных, в том числе государственных, контрактов и т.п.);
СЭЦt – синергетический эффект, достигаемый за счет централизации, исключения дублирующих функций и экономии таким образом текущих затрат (рассчитывается как разница между суммой издержек отдельных внутрифирменных единиц до объединения и издержками централизованной единицы);
СЭУt – синергетический эффект, достигаемый за счет лучшего управления и устранения неэффективности процессов (расчет проводится посредством сравнения старых и новых величин издержек по отдельным процессам);
СЭДt – синергетический эффект, достигаемый за счет диверсификации (повышение спроса на продукцию вследствие расширения ассортимента, использование преимущества "все из одних рук" при получении крупных заказов, увеличение сбыта в связи с использованием новых каналов и рынков сбыта при географической диверсификации, снижение риска общих потерь и т.п.).
В свою очередь, суммарный ожидаемый синергетический эффект от сделки по слиянию/поглощению рассчитывается как дисконтированная во времени сумма эффектов СЭt за вычетом величины уплаченной премии и непосредственных затрат на поглощение в начальный момент ССЭ:
где ОИ – общие издержки (величина чистой премии – премия минус реальная стоимость активов, издержки на интеграцию, модернизацию и пр.); k – используемая ставка дисконта.
Все вышеперечисленные возможности направлены на достижение синергетического эффекта, обеспечивающего взаимодополнение различных ресурсов двух или более предприятий, что приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний. Однако эффект синергии часто переоценивают. Магическая формула синергии 2 + 2 = 5 завораживает менеджеров компании, которые, вооружившись главным аргументом за проведение слияния/поглощения – достижением синергии, взвинчивают донельзя величину премии и тем самым обрекают еще незаконченное слияние на провал. Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на возможные отрицательные синергетические эффекты поглощения, когда дополнительные доходы не покрывают всех издержек процесса объединения. Последние включают как прямые затраты, в частности, связанные с приобретением акций, выкупом обязательств и увольнением персонала, так и косвенные, например, первоначальное снижение управляемости объединенной структуры и падение качества деятельности по причине неизбежного повышения морального напряжения в сокращаемом коллективе и неизбежной флуктуации. При этом необходимо отметить, что интегрировать поглощаемую компанию в действующую структуру обычно чрезвычайно сложно. Поэтому некоторые компании после слияния продолжают функционировать как совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих подразделений, имеющих разную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые службы. Даже экономия за счет централизации отдельных функций управления может оказаться недостижимой.
Сложная структура корпорации, прежде всего конгломератного типа, наоборот, способна привести к увеличению численности административно-управленческого персонала.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при оптимизации размера компании необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, сопоставляя возможности и угрозы планируемого расширения деятельности независимо от способов завоевания новых рынков – будь то развитие собственного производства или слияние с уже действующими предприятиями. Увеличение масштаба компании при эффективном планировании ее деятельности, безусловно, предполагает получение значительных преимуществ, таких, как:
– неоспоримые возможности в финансировании разработок новых видов продукции и внедрения их в сжатые сроки в массовое производство;
– больше шансов получить кредиты, доступность облигационного финансирования, а в критических обстоятельствах – и государственной поддержки;
– определение производственной программы в расчете на пространственно больший рынок сбыта, на котором всегда проявляется эффект усреднения колебаний конъюнктуры;
– возможность диверсификации производства; экономия благодаря эффекту масштаба на издержках производства и сбыта;
– более высокий экспортный потенциал не только за счет низкой себестоимости, но и за счет развитых сбытовых сетей за пределами национальной экономики;
– возможность возведения стратегического планирования на высший уровень менеджмента корпорации без ущерба для эффективности ее функционирования, при сохранении за управляющими звеньями более низкого уровня оперативного контроля и руководства;
– способность дольше противостоять воздействиям извне.
Стремление к расширению масштабов операций является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Перед выбором способов увеличения масштабов деятельности, таких как слияние/поглощение, расширение объема продаж за счет рекламной кампании или расширения сбытовой сети, открытие собственных филиалов за границей, существенно важно оценить, чтобы этот способ был более дешевым и выгодным по сравнению с возможными альтернативами.