Управление средствами суверенных фондов

Структура инвестиционных портфелей суверенных фондов является консервативной, и это оправдано, поскольку наличием этих фондов обеспечивается экономическая безопасность страны. Консерватизм в управлении государственными накоплениями – общемировой принцип правительственной финансовой политики в странах с высокой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому подавляющая часть стран ориентируется на стандарт высокой надежности и ликвидности, каким во всем мире являются иностранные государственные облигации. Преимущественно в них (на 70%) размещаются средства суверенных фондов Саудовской Аравии, Норвегии, Чили, Южной Кореи.

Накопленные в Резервном фонде РФ ресурсы инвестируются в различные активы с целью получения доходов. Управление средствами Резервного фонда осуществляется путем приобретения иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (45% в долларах США, 45% в евро, 10% в фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ. За пользование этими средствами Центральный банк уплачивает проценты. Но с августа 2013 г. Министерство финансов РФ может самостоятельно, а не через Центральный банк РФ, покупать иностранную валюту на внутреннем рынке для пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Для размещения средств Резервного фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в валютах, существует определенный регламент – правила инвестирования Резервного фонда. Они предполагают следующее:

• в соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте;

• правительство устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда;

• в целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством РФ.

Приведем конкретизированный свод правил инвестирования (табл. 7.15).

Таблица 7.15. Правила инвестирования Резервного фонда

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ,%

Нормативные доли, утвержденные Министерством финансов РФ, %

Долговые обязательства иностранных государств

50–100

95

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0–30

0

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0–15

5

Депозиты в иностранных банках

0–30

0

Разрешенные для инвестирования активы – это прежде всего долговые обязательства иностранных государств, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня АА- по классификации рейтинговых агентств Fitch или Standard & Poor's либо не ниже уровня АаЗ по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service.

Эмитентами таких качественных бумаг являются 13 стран, среди которых большими масштабами и высокой ликвидностью рынков государственных бумаг выделяются Германия, Франция, Англия.

Таким образом, средства Резервного фонда инвестируются исключительно в валютные инструменты. Это общемировое правило. Средства резервных фондов стран – экспортеров природных ресурсов практически не размещаются внутри страны. Это объясняется возможным провоцированием инфляции, возникновением пузырей на рынке финансовых активов. Размещение только за рубежом является жесткой нормой в Норвегии, Саудовской Аравии. Лишь Сингапур, Китай, Кувейт иногда инвестируют суверенные фонды внутри страны в национальной валюте.

Целью управления средствами Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами ФНБ осуществляется Министерством финансов РФ по следующим правилам (табл. 7.16).

Таблица 7.16. Правила инвестирования ФНБ

Финансовые активы, разрешенные Бюджетным кодексом РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ, %

Нормативные доли, утвержденные Министерством финансов РФ, %

в инвалюте

в рублях

Долговые обязательства иностранных государств

0–100

95

0

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0–30

0

0

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

0–15

0

0

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках

0–40

0

0

Депозиты в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк)

0–40

5

100

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ

0–100

0

0

Долговые обязательства юридических лиц

0–30

0

0

Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

0–50

0

0

На уровне законопроекта Правительства РФ (август 2013 г.) обсуждается вопрос расширения инвестирования путем покупки австралийских и канадских долларов, швейцарских франков и японских иен. К перечню стран-эмитентов приобретаемых облигаций (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция и Швеция) добавляются Австралия, Швейцария и Япония.

В России управление ФНБ, в отличие от управления Резервным фондов, предполагает вложения не только в валютные, но и в рублевые активы в виде депозитов в банках (в основном, во Внешэкономбанке, где находится примерно четверть всех средств) корпоративных облигаций, акций и паев инвестиционных фондов. Будет поднята максимальная доля средств фонда, которые можно вкладывать в облигации юридических лиц, с 30 до 50%.

В 2014–2016 гг. внутри страны предполагается размещение до 40% (до 450 млрд руб.) средств ФНБ в виде вложений в надежные инфраструктурные и проектные облигации под эффективные самоокупаемые проекты. При этом предлагается снизить требования к кредитным рейтингам эмитентов таких бумаг: с прежних ВВВ- до ВВ+ (по классификации Fitch и Standard&Poor's) и с ВааЗ до Bal (Moody's).

Так, до 450 млрд руб. средств фонда будут направлены на реализацию проектов Центральной кольцевой автомобильной дороги и модернизации Транссибирской магистрали. Возможны и вложения в другие проекты – например, строительство общественных больниц, реконструкция объектов ЖКХ, модернизация дорожной сети и пр. Министерством экономического развития предложены типы проектов для ФНБ и Пенсионного фонда: "не приносящий доход", "приносящий доход" и "коммерческий". Для них разработаны количественные критерии оценки – коммерческая эффективность, кредитная устойчивость, социально- экономическая эффективность и бюджетная эффективность. ФНБ может быть не единственным инвестором; он ограничивает себя лишь принципами софинансирования (не более 50%, в некоторых случаях 70% общей стоимости проекта) и участия в проекте в целом, а не в его различных проектных стадиях.

С учетом инвестирования в инфраструктурные проекты к 2016 г. 28,7% средств фонда будет размещено в финансовые активы на территории страны.

Расширение спектра вложений для ФНБ объясняется объективно бо́льшим горизонтом инвестирования, позволяющим осуществлять большую диверсификацию портфеля с целью повысить доходность. Например, доходность 15- и 20-летних рублевых облигаций РЖД как потенциального объекта для инвестирования составляет 8–9%.

Нынешняя доходность инвестирования суверенных фондов, в особенности Фонда национального благосостояния, в России очень низка. За все годы существования фондов наибольший доход фиксировался в 2008 г.: 4% по долларовым активам и 5,57% по активам в евро. Наименьший доход был в 2012 г.: 0,33% по долларовым активам и 1,09% по активам в евро. Между тем доходность инвестирования, к примеру, норвежских суверенных фондов в 2012 г. достигала 9,8% годовых. Излишне консервативная и в целом неэффективная стратегия управления средствами суверенных фондов в России требует изменений. Одновременно следует учитывать волатильность рынков финансовых активов, что не гарантирует стабильности дохода крупнейших мировых суверенных фондов. Например, десять крупнейших суверенных фондов в 2013 г. потеряли часть доходов по вложениям в рынки развивающихся стран.