Управление средствами суверенных фондов
Структура инвестиционных портфелей суверенных фондов является консервативной, и это оправдано, поскольку наличием этих фондов обеспечивается экономическая безопасность страны. Консерватизм в управлении государственными накоплениями – общемировой принцип правительственной финансовой политики в странах с высокой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому подавляющая часть стран ориентируется на стандарт высокой надежности и ликвидности, каким во всем мире являются иностранные государственные облигации. Преимущественно в них (на 70%) размещаются средства суверенных фондов Саудовской Аравии, Норвегии, Чили, Южной Кореи.
Накопленные в Резервном фонде РФ ресурсы инвестируются в различные активы с целью получения доходов. Управление средствами Резервного фонда осуществляется путем приобретения иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (45% в долларах США, 45% в евро, 10% в фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ. За пользование этими средствами Центральный банк уплачивает проценты. Но с августа 2013 г. Министерство финансов РФ может самостоятельно, а не через Центральный банк РФ, покупать иностранную валюту на внутреннем рынке для пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Для размещения средств Резервного фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в валютах, существует определенный регламент – правила инвестирования Резервного фонда. Они предполагают следующее:
• в соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте;
• правительство устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда;
• в целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством РФ.
Приведем конкретизированный свод правил инвестирования (табл. 7.15).
Таблица 7.15. Правила инвестирования Резервного фонда
Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом РФ |
Предельные доли, установленные Правительством РФ,% |
Нормативные доли, утвержденные Министерством финансов РФ, % |
Долговые обязательства иностранных государств |
50–100 |
95 |
Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков |
0–30 |
0 |
Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами |
0–15 |
5 |
Депозиты в иностранных банках |
0–30 |
0 |
Разрешенные для инвестирования активы – это прежде всего долговые обязательства иностранных государств, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня АА- по классификации рейтинговых агентств Fitch или Standard & Poor's либо не ниже уровня АаЗ по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service.
Эмитентами таких качественных бумаг являются 13 стран, среди которых большими масштабами и высокой ликвидностью рынков государственных бумаг выделяются Германия, Франция, Англия.
Таким образом, средства Резервного фонда инвестируются исключительно в валютные инструменты. Это общемировое правило. Средства резервных фондов стран – экспортеров природных ресурсов практически не размещаются внутри страны. Это объясняется возможным провоцированием инфляции, возникновением пузырей на рынке финансовых активов. Размещение только за рубежом является жесткой нормой в Норвегии, Саудовской Аравии. Лишь Сингапур, Китай, Кувейт иногда инвестируют суверенные фонды внутри страны в национальной валюте.
Целью управления средствами Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Управление средствами ФНБ осуществляется Министерством финансов РФ по следующим правилам (табл. 7.16).
Таблица 7.16. Правила инвестирования ФНБ
Финансовые активы, разрешенные Бюджетным кодексом РФ |
Предельные доли, установленные Правительством РФ, % |
Нормативные доли, утвержденные Министерством финансов РФ, % |
|
в инвалюте |
в рублях |
||
Долговые обязательства иностранных государств |
0–100 |
95 |
0 |
Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков |
0–30 |
0 |
0 |
Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами |
0–15 |
0 |
0 |
Депозиты и остатки на банковских счетах в банках |
0–40 |
0 |
0 |
Депозиты в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) |
0–40 |
5 |
100 |
Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ |
0–100 |
0 |
0 |
Долговые обязательства юридических лиц |
0–30 |
0 |
0 |
Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов |
0–50 |
0 |
0 |
На уровне законопроекта Правительства РФ (август 2013 г.) обсуждается вопрос расширения инвестирования путем покупки австралийских и канадских долларов, швейцарских франков и японских иен. К перечню стран-эмитентов приобретаемых облигаций (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция и Швеция) добавляются Австралия, Швейцария и Япония.
В России управление ФНБ, в отличие от управления Резервным фондов, предполагает вложения не только в валютные, но и в рублевые активы в виде депозитов в банках (в основном, во Внешэкономбанке, где находится примерно четверть всех средств) корпоративных облигаций, акций и паев инвестиционных фондов. Будет поднята максимальная доля средств фонда, которые можно вкладывать в облигации юридических лиц, с 30 до 50%.
В 2014–2016 гг. внутри страны предполагается размещение до 40% (до 450 млрд руб.) средств ФНБ в виде вложений в надежные инфраструктурные и проектные облигации под эффективные самоокупаемые проекты. При этом предлагается снизить требования к кредитным рейтингам эмитентов таких бумаг: с прежних ВВВ- до ВВ+ (по классификации Fitch и Standard&Poor's) и с ВааЗ до Bal (Moody's).
Так, до 450 млрд руб. средств фонда будут направлены на реализацию проектов Центральной кольцевой автомобильной дороги и модернизации Транссибирской магистрали. Возможны и вложения в другие проекты – например, строительство общественных больниц, реконструкция объектов ЖКХ, модернизация дорожной сети и пр. Министерством экономического развития предложены типы проектов для ФНБ и Пенсионного фонда: "не приносящий доход", "приносящий доход" и "коммерческий". Для них разработаны количественные критерии оценки – коммерческая эффективность, кредитная устойчивость, социально- экономическая эффективность и бюджетная эффективность. ФНБ может быть не единственным инвестором; он ограничивает себя лишь принципами софинансирования (не более 50%, в некоторых случаях 70% общей стоимости проекта) и участия в проекте в целом, а не в его различных проектных стадиях.
С учетом инвестирования в инфраструктурные проекты к 2016 г. 28,7% средств фонда будет размещено в финансовые активы на территории страны.
Расширение спектра вложений для ФНБ объясняется объективно бо́льшим горизонтом инвестирования, позволяющим осуществлять большую диверсификацию портфеля с целью повысить доходность. Например, доходность 15- и 20-летних рублевых облигаций РЖД как потенциального объекта для инвестирования составляет 8–9%.
Нынешняя доходность инвестирования суверенных фондов, в особенности Фонда национального благосостояния, в России очень низка. За все годы существования фондов наибольший доход фиксировался в 2008 г.: 4% по долларовым активам и 5,57% по активам в евро. Наименьший доход был в 2012 г.: 0,33% по долларовым активам и 1,09% по активам в евро. Между тем доходность инвестирования, к примеру, норвежских суверенных фондов в 2012 г. достигала 9,8% годовых. Излишне консервативная и в целом неэффективная стратегия управления средствами суверенных фондов в России требует изменений. Одновременно следует учитывать волатильность рынков финансовых активов, что не гарантирует стабильности дохода крупнейших мировых суверенных фондов. Например, десять крупнейших суверенных фондов в 2013 г. потеряли часть доходов по вложениям в рынки развивающихся стран.