Лекция 5. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ключевые термины: управление; компетенция; функции; полномочия; органы государственной власти; органы местного самоуправления.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды признаны приоритетными направлениями деятельности государства и общества (см. разд. 1 Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от31.08.2002№ 1225-р). Природоохранная деятельность, равно как и рациональное использование природных ресурсов, ввиду особой их значимости требуют четкого управления со стороны компетентных структур.

Правовой институт управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования (экологического управления) в связи с проведением в стране административной реформы и перестройкой системы государственного управления приобретает все большее значение и заслуживает отдельного, более подробного рассмотрения.

Разграничение полномочий по управлению в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Природоохранная деятельность, осуществляемая государством, становится эффективной лишь в том случае, когда происходит разделение всей полноты государственной власти между всеми ее уровнями – федеральным, уровнем субъектов РФ и уровнем муниципальных образований, т.е. когда осуществляется разграничение властных полномочий между ними.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется федеральными законами в рамках предметов совместного ведения, закрепленных Конституцией; договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и соглашениями о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (п. 6 ст. 1), заключаемыми между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ: указанные договоры и соглашения следует заключать в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Конституция: предметы ведения и разграничение полномочий

Основные направления, по которым Российская Федерация и ее субъекты реализуют свои полномочия, т.е. предметы их ведения, определены Конституцией РФ. Именно закрепление в ст. 71 предметов ведения Российской Федерации и в ст. 72 предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов позволяет должным образом обеспечить их разграничение.

Так, в частности, к ведению Российской Федерации отнесено: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; определение федеральной государственной собственности и управление ею; установление основ федеральной политики и разработка федеральных программ, в том числе в области экологического развития РФ; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования; определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; метеорологическая служба; стандарты; геодезия и картография; наименования географических объектов.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических); вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на землю и иные природные ресурсы и объекты); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Разграничение полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти может осуществляться в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Наиболее распространенным способом такого разграничения является закрепление четкого перечня полномочий органов различных уровней публичной власти на уровне федеральных законов.

Основные полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 5–7), а также положениями иных Федеральных законов: от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Полномочия указанных органов в сфере природопользования закреплены ЗК, ЛК и ВК, Федеральными законами от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и от 24.07.2009 № 209-(03 "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".