Лекция III. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Изучив материал главы, студент должен:
знать
• какую роль играет управление коммуникациями в управлении проектами;
• виды информации и информационные потребности участников проекта;
• основные технологии коммуникаций в управлении проектами;
• ожидания участников и заинтересованных лиц проекта;
• стадии развития конфликтов при управлении проектами;
• источники возникновения конфликтов и пути их разрешения;
уметь
• разрабатывать планы коммуникаций в проекте;
• подготавливать совещания;
• составлять протоколы совещаний и журналы выявления проблем;
• диагностировать конфликты при реализации проектов;
владеть
• технологиями коммуницирования;
• навыками планирования коммуникаций;
• навыками диагностирования конфликтов;
• навыками разрешения конфликтов.
Ключевые термины: коммуникации, коммуникационные технологии, управление ожиданиями, разрешение конфликтами.
Роль коммуникаций в проекте. Планирование управления коммуникациями
Коммуникации – это процессы, связанные с обеспечением своевременного и соответствующего формирования, сбора, распространения, хранения и окончательного размещения проектной информации. Поскольку проекты выполняются людьми, осуществляющими различные функции, находящимися зачастую на значительном расстоянии друг от друга, вопросы информационного обмена и координации действий очень важны. В ходе коммуникаций согласуются цели, координируются действия людей, выявляются и решаются проблемы, регулируются ожидания участников проекта. Согласно Э. Верзуху, начиная с формулировки содержания работы и заканчивая управлением рисками и детальным планированием, каждый из методов управления проектами по сути представляет собой тот или иной метод коммуникации.
Схематически процесс коммуникаций может быть представлен моделью, показанной на рис. 10.1.
Рис. 10.1. Модель коммуникаций
План управления коммуникациями – это документ, описывающий:
– требования и ожидания от коммуникаций для проекта;
– как и в каком виде будет происходить обмен информацией;
– когда и где будут иметь место коммуникации;
– кто несет ответственность за обеспечение каждого типа коммуникаций.
Под коммуникационными требованиями понимаются общие (суммарные) потребности участников проекта в информации. У членов проектной команды есть четыре основных типа таких требований.
Во-первых, это потребность в информации о распределении ответственности. Каждому члену команды необходимо точно знать, за какую часть проекта он отвечает, каковы его полномочия и обязанности. Основой для такой информации выступает организационная структура проекта.
Во-вторых, это потребность в координации. Выполняя работы проекта, члены команды зависят друг от друга. Координирующая информация обеспечивает высокую эффективность совместной работы членов проектной команды. В категорию координирующей информации попадает информация о внесении в проект любых изменений.
В-третьих, необходима информация о ходе реализации проекта, достигнутом прогрессе. Члены команды должны располагать информацией о текущем состоянии проекта, что позволяет вовремя выявлять проблемы и предпринимать меры по их разрешению. К такого рода информации относятся отчеты о средствах, затраченных на определенный момент времени, о соблюдении календарного плана и расписания проекта. Также важна информация о текущем статусе рисков и возникающих проблемах.
В-четвертых, члены команды нуждаются в информации о принимаемых решениях. Они должны знать о решениях, принимаемых руководством, спонсорами проекта и клиентами, если эти решения касается самого проекта, либо его экономического окружения. Примером подобной информации служат устав проекта, ОГЛАВЛЕНИЕ работ, график выполнения работ, бюджет проекта.
Естественно, сами потребности людей в коммуникациях выходят за рамки перечисленных четырех пунктов. Но в рамках управления коммуникациями проекта следует учитывать только то, что "необходимо и достаточно" для успеха проекта. Избыток информации, равно как и се недостаток, негативно влияет на осуществление проекта.
Основой для обеспечения коммуникационных требований является организационная структура проекта. Также важны для выдвижения коммуникационных требований и управления коммуникациями следующие аспекты проекта:
• подразделения и специальности, вовлеченные в проект;
• логистика количества и местоположений людей, вовлеченных в проект;
• внутренние и внешние информационные потребности участников.
В процессе планирования коммуникаций определяются информация и взаимодействия, необходимые участникам проекта. Например, каким лицам какая информация нужна, когда она им понадобится, кто и каким образом должен им эту информацию предоставить. Хотя потребность в передаче информации проекта существует во всех проектах, информационные потребности и методы ее распространения могут сильно отличаться. Важным фактором достижения успеха проекта является выявление информационных потребностей участников проекта и определение подходящих средств удовлетворения этих потребностей.
В большинстве проектов основная часть планирования коммуникаций выполняется на самых ранних фазах проекта. Однако результаты данного процесса планирования регулярно пересматриваются на протяжении всего проекта и, при необходимости, изменяются, чтобы они сохраняли свою актуальность.
План управления коммуникациями является составной частью плана управления проектом или включается в него в виде вспомогательного плана. План управления коммуникациями содержит:
– требования к коммуникациям со стороны участников проекта;
– сведения о передаваемой информации, включая формат, ОГЛАВЛЕНИЕ и уровень детализации;
– имя сотрудника, ответственного за передачу информации;
– имя сотрудника или группы – получателей данной информации;
– методы или технологии, используемые для передачи информации (например, служебная записка, электронная почта и (или) пресс-релизы);
– частота коммуникации (например, еженедельно);
– схема передачи по инстанциям, определяющая сроки и порядок передачи на вышестоящие уровни (цепочка) проблем, которые не могут быть решены персоналом на низшем уровне;
– метод обновления и уточнения плана управления коммуникациями по мере продвижения и развития проекта;
– глоссарий общепринятой терминологии.
В план управления коммуникациями могут также включаться принципы проведения совещаний по текущему состоянию проекта, собраний команды проекта, электронных совещаний и рассылкам электронной почты. План управления взаимодействием может быть официальным или неофициальным, подробным или обобщенным в зависимости от потребностей проекта.
План управления коммуникациями является частью общего плана управления проектом или включается в него как вспомогательный план. Шаблон разделов данного плана приведен в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Разделы плана управления коммуникациями
Раздел плана |
Комментарий |
Предмет коммуникации |
Информация, предназначенная для распространения среди участников проекта |
Цель |
С какой целью распространяется данная информация |
Частота |
Как часто предполагается распространять данную информацию |
Даты начала (завершения) |
Временные рамки распространения данной информации |
Формат (средство связи) |
Представление информации и способ передачи |
Ответственное лицо |
Член команды, в обязанности которого входит распространение данной информации |
Адресат |
Лицо, подразделение, которому предназначена данная информация, с выделением приоритетов |
Планирование коммуникаций часто приводит к созданию дополнительных результатов поставки, которые в свою очередь требуют дополнительного времени и усилий. Вследствие этого иерархическая структура работ проекта, расписание и бюджет проекта соответствующим образом корректируются.