Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Комплексная цель

Знать:

• закономерности формирования и функционирования человека в организации;

• психологические феномены, связанные с индивидуальным поведением человека и имеющие отношения к его жизни в организации;

• психологические закономерности взаимодействия в системе "руководитель – подчиненный";

• психологические механизмы управленческой деятельности, закономерности п профессионально важные характеристики управляющего.

Уметь:

• использовать системы категорий и методов, необходимых для решения организационно-психологических задач;

• выявлять специфику психического функционирования человека в организации;

• диагностировать характеристики и проблемы управленческой деятельности, детерминированные психологическими факторами;

• выявлять специфику психического функционирования руководителя, составлять психологический портрет управляющего;

• проводить экспертную оценку программ обучения профессиональных управляющих.

Владеть:

• технологиями работы организационного психолога в области организационно-психологической диагностики управленческой деятельности;

• активными методами профессиональной подготовки управляющих.

Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ управленческой деятельности

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм управленческой деятельности.

Для того чтобы дать ответ на них, необходимо обратиться к содержанию понятия деятельности, сложившемуся в психологии. Это понятие имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др. В своем предельно общем виде она определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Это общее (философское) определение специфическим образом конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности.

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.

Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).

Деятельность предполагает два основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности.

Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать.

Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека, распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда – система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Основными структурными компонентами деятельности является цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. Основные средства реализации деятельности – действия и операции.

Действие – это основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.

Операции – конкретные способы выполнения действий и определяемые условия деятельности. Наличие у деятельности постоянной, стабильной структуры основных компонентов и средств реализации деятельности считается ее важнейшей психологической особенностью и обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Она, однако, может претерпевать довольно существенные изменения в связи с различиями в видах и формах самой деятельности, с различиями в условиях ее реализации и внешних требований к ней. В силу этого в психологии существуют многочисленные классификации типов и видов деятельности, различающиеся по используемым в них основаниям.

Определить психологическую сущность управленческой деятельности как особого типа профессиональной деятельности можно на основе фундаментального критерия. Согласно ему, все существующие типы и виды деятельности могут быть подразделены на две основные категории – индивидуальную и совместную. Соответственная психология деятельности включает два основных раздела: психологию индивидуальной и совместной деятельности. Индивидуальная и совместная деятельности имеют множественные и глубокие различия по основным психологическим характеристикам. Психологическая специфичность управленческой деятельности в целом независимо от конкретных разновидностей состоит в том, что она не является только индивидуальной, только совместной, а есть и та и другая одновременно. Тем самым она предстает как качественно своеобразный тип деятельности, синтезирующий в себе два других основных типа деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно, управленческая деятельность по определению предполагает наличие ряда "управляемых" субъектов, т.е. является совместной. Однако она не перестает быть при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности. Более того, индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления, существенно изменяется. Предстает в максимально развернутом виде, резко повышая сложность и ответственность. Одновременно и совместная деятельность под воздействием на нее управления строится не как простая кооперация, а по типу иерархической организации. В результате, она также приобретает наиболее сложный и психологически богатый вид. Поэтому в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности.

Такая синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской. Чем в большей степени управленческая деятельность концентрируется вокруг неисполнительских функций и освобождается от непосредственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.

Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно иным уровнем сложности, нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с "неодушевленными" объектами. В связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда не только идентичны по сложности своей организации, но и тождественны по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. Последние составляют важный фактор управления и также входят в предмет деятельности руководителя, придавая ему дополнительную специфику. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей.

Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть – организация деятельности других людей, т.е. "деятельность по организации деятельностей" (деятельность "второго порядка"). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное – атрибутивное для управленческой деятельности. Оно поэтому обозначается понятием метадеятельности.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.

Цель управленческой деятельности – обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем – социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности – "технологическую" и "человеческую", ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта – связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй – понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта-руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является и членом организации (группы) и стоит как бы вне ее – над ней – в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным "начальником", но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала ("соблюдения дистанции") также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще один признак управленческой деятельности – сочетание двух основных принципов ее организации – иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по своим типичным условиям, которые подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним условиям относятся:

– жесткие временные ограничения;

– хроническая информационная неопределенность;

– наличие высокой ответственности за конечные результаты;

– нерегламентированность труда;

– постоянная нехватка ресурсов;

– возникновение так называемых экстремальных стрессовых ситуаций.

Внутренние условия обусловлены:

– необходимостью одновременного выполнения многих действий и решения многих задач;

– противоречивостью нормативных (в том числе, и законодательных) предписаний, их неопределенностью, а часто и отсутствием;

– несформулированностью в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствием;

– множественностью подчиненности руководителя различным вышестоящим инстанциям и противоречивостью требований с их стороны;

– практически полной неалгоритмизованностью деятельности и др.

Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием "особенности поста руководителя" и состоят в следующем:

– руководитель организации это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управления более высшего порядка (скажем, в совет директоров);

– руководитель организации это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части;

– пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем более выражены все указанные признаки, и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного "полюса" низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого – высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена (рис. 4.1).

Руководители низшего звена (синонимы: руководители первого, низового звена, операционные руководители, "младшие начальники") принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими). Типичный их пример – мастер, заведующий отделом. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу "младших начальников". Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен, что привело к его разделению

Рис. 4.1. Уровни управленческой деятельности

на две подгруппы, два подуровня – на верхний и низший уровни среднего звена. Примеры руководителей среднего уровня – декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители высшего звена – те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее влияние па организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом. На любом из этих уровней и подуровней сохраняются все основные психологические признаки управленческой деятельности, т.е. ее качественная специфичность. Однако в пределах сохранения этого качества мера их выраженности претерпевает существенные различия. Сочетание качественного своеобразия с количественными различиями в мере выраженности признаков управленческой деятельности выступает еще одной, но уже обобщающей ее характеристикой.