Лекция 7. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В результате освоения материала главы 7 студент должен:

знать

• сущность и принципы управления организацией;

• функции управления организацией;

уметь

• решать типичные управленческие проблемы в деловых организациях;

• оптимизировать организационные структуры с целью повышения эффективности их управляемости;

владеть

• навыками реализации основных функций управления организацией.

Сущность управления организацией

Управление организацией не является специфическим предметом изучения социологии организаций. Этой проблемой непосредственно занимаются социология управления и теория менеджмента, последняя – применительно к рыночным организациям. Тем не менее, социологическое рассмотрение организации было бы неполным без краткого знакомства с основными закономерностями управления ею. Кроме того, управленческая проблематика позволяет по-новому структурировать рассмотренные в предыдущих главах вопросы организационной демократии, командной деятельности, мотивирования и стимулирования персонала и др.

Управление организацией – это воздействие ее собственников и должностных лиц, имеющих властные полномочия, на организационные процессы для достижения организацией желаемого состояния. Управленческие воздействия субъектов всех уровней управления на организационные процессы состоят в принятии решений по распределению организационных ресурсов (материальных, финансовых, людских), в том числе по определению организационных структур и действий подчиненных. Эти полномочия должны предполагать и ответственность за принимаемые решения. Желаемое состояние организации определяется субъектами управления в соответствии с их идеальными представлениями, жизненным и профессиональным опытом, пристрастиями к тем или иным научным рекомендациям.

Управленческие решения являются следствием реализации субъектами управления функций планирования, организации, координации и контроля, ОГЛАВЛЕНИЕ которых показано в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Функции управления организацией

Наименование

Сущность

Механизмы реализации (подфункции)

Планирование

Выбор целей и путей их достижения

Стратегическое и текущее планирование

Организация

Распределение прав и ответственности

Структурирование, управление персоналом

Координация

Обеспечение взаимодействия и заинтересованности исполнителей

Руководство, управление мотивацией, коммуникациями и конфликтами

Контроль

Наблюдение за действиями и внесение корректив

Прямой и специализированный контроль, самоконтроль

Функции управления могут быть качественно реализованы, если его субъекты придерживаются основных принципов управления. Главным из этих принципов является принцип единоначалия. Какой бы ни была структура организации, и каким бы видом деятельности она ни занималась, каким бы демократичным ни был бы процесс принятия управленческих решений, "за все содеянное" отвечает руководство организации и руководители ее подразделений в рамках своей ответственности. Можно выделить и другие принципы управления.

Принцип последовательности управленческих функций. Методически реализация каждой предыдущей функции в целом является условием реализации последующей. На практике управленческий процесс требует и сочетания функций и подфункций, и их непрерывной реализации. Например, очевидно, что мотивировать и контролировать персонал нужно всегда.

Принцип сочетания науки и искусства. Этот принцип, сформулированный в работах эмпирической школы (П. Друкер), предполагает, что управленец должен обладать знаниями в области социально-гуманитарных наук и специализации деятельности организации и одновременно профессиональным и социальным чутьем, интуицией, находчивостью, искусством межличностного общения. Без этих личностных качеств даже высокообразованный управленец не сможет быть полноценным руководителем.

Принцип сочетания универсальности и специализации. Этот принцип восходит к идеям А. Файоля и состоит в том, что высшие руководители главном образом должны обладать стратегическим мышлением, руководители среднего звена – способностью к организации и мобилизации людей, низшие руководители – техническими компетенциями в соответствии с профилем деятельности организации.

Принцип сочетания управленческих воздействий с саморегуляцией. В зависимости от характера деятельности и ситуации руководитель должен сочетать авторитарный, демократический и либеральный (делегирующий или невмешательский) стили управления (согласно типологии К. Левина).

Принцип сочетания управленческих ролей. С точки зрения Г. Минцберга, такими ролями являются информационная (управление информацией), межличностная (управление людьми) и роль принимающего решения (управление действиями).

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Рассогласование полномочий приводит либо к управленческому и исполнительскому произволу, либо к отсутствию самостоятельности.

Принцип сочетания партнерства и состязательности. Один из перспективных путей следования данному принципу – создание команд, деятельность которых оценивается по общему результату и которые соревнуются между собой.

Принцип сочетания пассивных и активных методов управления. Пассивными являются безличные организационные методы проектирования, регламентирования, нормирования, используемые для создания постоянных профессиональных и социально- психологических условий деятельности. К активным относятся методы, имеющие адресно-регулирующий характер: административные методы – приказ, распоряжение, инструктаж; экономические методы, представляющие собой систему соотнесения денежного вознаграждения с результатами деятельности исполнителей; социально-психологические методы убеждения, внушения, личного примера, регулирования межличностных и межгрупповых отношений.

В современных условиях реализация принципов управления должна осуществляться с ориентацией на создание команд. Команда – это группа единомышленников, координирующих свою деятельность для наиболее эффективного решения общих задач. Команды имеют целый ряд отличительных признаков:

• устойчивый общий интерес, идентификация личных интересов с командными;

• лидерский тип руководства (совмещение формального и неформального лидерства);

• взаимная подчиненность в соответствии с индивидуальными компетенция ми;

• достаточная организационная и ресурсная автономия для командной самореализации;

• совместное принятие решений;

• соревнование на основе оценки вклада каждого члена команды в совместную деятельность;

• сочетание взаимной деловой и эмоциональной поддержки.

Различают формальные и самоуправляемые команды. Первые являются частью организационной структуры и могут быть как "вертикальными" – это линейные подразделения, так и "горизонтальными" – это специальные группы и комитеты. Специальные группы представляют собой временные межфункциональные команды, создаваемые на период реализации конкретного проекта. Комитеты (по инжинирингу деятельности, организации и оплате труда, жалобам и заявлениям и т.п.), как правило, работают на постоянной основе. Самоуправляемые команды – это автономные реальные или виртуальные команды, решающие самостоятельные организационные задачи, например, реализующие законченные производственные циклы.