Управление охраной труда на предприятии

Охрана труда (ОТ) направлена на предотвращение производственного травматизма и заболеваний, а также на охрану и укрепление здоровья работников. Охрана груда предполагает улучшение условий труда и рабочей среды, что ставит задачу укреплять и сохранять физическое и умственное здоровье, социальное благосостояние работников, независимо от их профессии на высочайшем уровне. Здесь руководящими принципами, регулирующими порядок анализа и управления производственными рисками, являются прогнозирование, учет, оценка и контроль опасностей, возникающих или связанных с рабочим местом и способных подорвать здоровье и благополучие работников. При этом также нужно учитывать возможное влияние на трудовой коллектив и окружающую среду в целом.

Применение систем управления охраной труда (СУОТ) опирается на соответствующие критерии, стандарты и показатели ОТ. Их цель состоит в выработке методики оценки и повышении показателей при профилактике производственного травматизма и несчастных случаев путем эффективного управления факторами риска на рабочем месте. Это предполагает логический, поэтапный подход к разработке необходимых мер и оптимального способа их реализации, контроль темпов достижения заданных целей, оценку эффективности принятых мер и определение сфер, требующих улучшения. Такая система должна предполагать адаптацию к изменениям в характере деятельности организации и нормативной среде.

Понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование (PLAN) – действие (DO) – контроль (CHECK) – доработка (ACTION)), или PDCA-цикла, разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления (рис. 7.2). В случае ОТ планирование означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы ОТ, выявление опасных факторов и оценку рисков. Действие – это фактическая реализация и применение программы. Контроль предполагает измерение активных и реактивных показателей программы ОТ. Наконец, доработка завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Система управления охраной труда представляет собой универсальный логический инструмент, адаптируемый в зависимости от размера и профиля организации и направленный как на общие, так и на специфические факторы и риски, связанные с ее деятельностью. Она способна охватывать как простые потребности малого предприятия с одним производственным процессом и легко идентифицируемыми опасностями/рисками, так и отрасли с целым спектром опасных фактором, таких как добыча полезных ископаемых, химическая промышленность, атомная энергетика или строительство.

В СУОТ реализованы подходы, обеспечивающие эффективную и согласованную реализацию мер профилактики и защиты; разработку целесообразной политики; принятие обязательств; учет элементов всех рабочих мест при оценке опасностей и рисков; участие в процессе как руководства, так и сотрудников в соответствии с их уровнем ответственности.

Подход на основе СУОТ получил признание после широкого распространения и успеха стандартов ISO в отношении качества (серия ISO 9000), а затем и окружающей среды (серия ISO 14000). Эта модель опирается на теории систем, разработанные, главным образом, в области естественных и социальных наук, но также имеет много общего с механизмами корпоративного управления. Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем три системы управления (управление ОТ, управление качеством и защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Обязанность по реализации охраны труда в соответствии с требованиями законодательства возложена на рабо-

Рис. 7.2. Цикл Деминга[1]

тодателя. Применение системного подхода к управлению ОТ на предприятиях (в организациях) обеспечивает непрерывность оценки эффективности и поддержания мер профилактики и защиты на необходимом уровне за счет адекватного и своевременного реагирования.

Концепция СУОТ может принести пользу большинству предприятий в случае учета ряда важных принципов в процессе принятия решений о применении системного подхода к управлению корпоративными программами ОТ. Работодатель должен обеспечить ориентацию системы на развитие и эффективность мер профилактики и защиты и обеспечить эффективность контроля.

Независимо от того, являются ли требования ОТ добровольными или обязательными для предприятий, их соблюдение и эффективность реализации оценивают организации по сертификации и аудиту, имеющие государственную или профессиональную аккредитацию.

Процессы контроля являются завершением СУОТ, так как предполагают независимую оценку ее эффективности и предложение мер по исправлению ситуации и новых задач по улучшению ее работы.

Периодические проверки должны помочь определить наличие необходимых элементов и самой системы управления ОТ, их адекватность и эффективность для охраны труда и здоровья сотрудников и предотвращения несчастных случаев. Проверки также дают возможность измерить показатели работы системы с течением времени. При планировании развития системы факты, собранные в ходе проверок, всегда нужно изучать вместе с другими данными о ее работе. В любой балльной системе должны быть контрольные показатели для перспективного развития. Выводы аудиторов должны определять эффективность СУОТ с точки зрения соответствия задачам и политике предприятия и содействовать полноценному участию работников; содержать реакцию на результаты оценки эффективности СУОТ и предыдущих проверок; обеспечивать соблюдение нормативных требований и правил со стороны организации, а также постоянное развитие и учет положительного опыта в сфере ОТ.

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и сооружений; санитарно-гигиенические условия труда; предписания государственных органов надзора, законы, постановления и другие нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержании ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

Атестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ и соответствии со ст. 209 ТК РФ – проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах этих проверок.

СУОТ не может полноценно функционировать в отсутствие эффективного социального диалога, будь то в рамках совместных комитетов по охране труда или иных механизмов, таких как коллективные договоры. Работникам и их представителям необходимо дать возможность полноценно участвовать в управлении ОТ на предприятии путем прямого участия и согласования. Эффективность СУОТ обеспечивается только при определении четких обязанностей по управлению ею для каждой из заинтересованных сторон.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена, что предполагает действенное участие всех сотрудников на всех уровнях предприятия и определение обязанностей каждому из них. Как показывает опыт, ОТ и СУОТ можно успешно реализовать только на основе диалога и сотрудничества. Если управление СУОТ осуществляет лишь руководство без участия персонала на более низких уровнях иерархии, то эта система потеряет свою ориентацию и провалится. В ряде исследований была обнаружена связь между снижением времени простоя, связанного с травмами, и наличием совместных комитетов по ОТ и участием профсоюзов.

Важным элементом при реализации любой программы ОТ является соответствующая подготовка, которая должна осуществляться на непрерывной основе для ознакомления с системой и актуализации инструкций в зависимости от изменений внутри организации. В этом контексте каналы связи между различными уровнями корпоративной иерархии должны быть эффективными и двухсторонними, т.е. сведения и проблемы, высказанные на уровне цеха, должны получать должное внимание и передаваться на вышестоящие уровни.

Как показано выше, ОТ сводится к управлению производственными рисками. Поэтому СУОТ – это общий метод, на основе которого можно управлять ВПФ и ОПФ, специфическими для той или иной отрасли или процесса, в том числе в отраслях повышенной опасности, где для реализации мер профилактики и защиты необходима комплексная и упорядоченная оценка рисков, а также постоянный мониторинг эффективности работы сложных систем контроля[2].

В организации должна вестись документация в сфере ОТ, наличие, хранение и ведение которой должно быть под контролем ответственных лиц (табл. 7.11).

Таблица 7.11

Примерный перечень локальной документации в сфере ОТ

№ п/п

Название документа

1

Положение о службе охраны труда

2

Должностная инструкция инженера по охране труда

3

Приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на одного из специалистов организации или договор о привлечении специалистов (организации), оказывающих услуги в области охраны труда

4

Программа проведения вводного инструктажа по охране труда

5

Инструкция проведения вводного инструктажа по охране труда

6

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

7

Личная карточка прохождения обучения

8

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте

9

Перечень профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр

10

Список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

11

Поименный список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру

12

Программа проведения первичного инструктажа но охране труда на рабочем месте

13

Перечень инструкций по охране труда для работников, действующих в организации

14

Инструкции по охране труда для работников

15

Журнал учета инструкций по охране труда для работников

16

Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников

17

Приказ о продлении срока действия инструкций по охране труда

18

Журналы регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте

19

Приказы (распоряжения) по подразделениям о назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку вновь принятые работники

20

Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и ИТР организации

21

Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующих комиссий по проверке знаний требований охраны труда рабочего персонала в подразделениях

22

Приказы руководителя организации о проведении обучения по охране труда руководителей, специалистов и ИТР

23

Приказы руководителя организации о проведении обучения по охране труда рабочего персонала

24

Протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и ИТР

25

Протоколы проверки знаний требований охраны труда рабочего персонала

26

Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда

27

Программа обучения руководителей, специалистов и ИТР по охране труда

28

Программа обучения рабочего персонала по охране труда

29

Правила внутреннего трудового распорядка

30

Перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и т.д.)

31

Перечень профессий и должностей, получающих хозяйственное мыло на производственные нужды

32

Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

33

Личные карточки учета выдачи СИЗ

Применение СУОТ в ряде отраслей повышенной опасности показано на примерах ниже.

В строительстве отмечается высокий процент несчастных случаев на производстве, а на строительных площадках, как правило, используется труд различных подрядных и субподрядных организаций. Мощным стимулом для применения СУОТ в этой отрасли является возможность внедрить единый шаблон для всех сторон, занятых на площадке, в целях унификации планирования, реализации и контроля за соблюдением требований ОТ, а также создать основу для контроля за эффективностью системы. Кроме того, это упрощает процесс учета потребностей в ОТ на ранних этапах комплексной разработки и планирования, подачи конкурсных предложений и на начальных этапах реализации строительного проекта. Таким образом, реализацию комплексных систем управления в строительстве можно считать эффективным средством для согласованной интеграции управления качеством, окружающей средой и ОТ на строительной площадке с участием многих заинтересованных сторон.

Добывающая промышленность является еще одной отраслью повышенной опасности, где СУОТ с се согласованным, поэтапным и логичным подходом может стать эффективным средством для сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим примером отрасли высокого риска является морское судоходство.

СУОТ – это инструмент управления, а не программа ОТ. Поэтому эффективность подхода на основе систем управления зависит от качества имеющейся программы. Программы СУОТ должны действовать в рамках государственной системы ОТ, а предприятие должно обеспечить проверку системы на соответствие нормативным требованиям и актуальность[3].

К преимуществам СУОТ можно отнести:

• унификацию требований ОТ с иными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;

• формирование логической основы для создания и функционирования программы ОТ;

• оптимизацию и отработку коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;

• применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;

• создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;

• укрепление социального диалога;

• распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;

• возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;

• формирование системы непрерывного совершенствования.

В качестве недостатков СУОТ можно отметить возникновение дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, ОТ, окружающей средой), вероятность пропустить начало профессиональных заболеваний вследствие того, что СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, и некоторые другие.

В целях прогнозирования возможных негативных изменений на предприятии, связанных с недостатками СУОТ, ЛПР на предприятии необходимо одновременно руководствоваться такими международными стандартами, как "Системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве" (OIISAS 18001).