Управление муниципальным имуществом
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ установил разграничение полномочий между разными видами органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
Представительный орган муниципального образования путем принятия нормативных правовых актов устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления, исходя из заданного нормативного порядка, непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.
Для профессиональной каждодневной работы с муниципальным имуществом муниципальные образования создают особые структурные подразделения своих администраций (управления, отделы). Названные подразделения решают следующие основные вопросы:
– управление муниципальным имуществом;
– ведение реестров муниципального имущества;
– осуществление учета материальных средств, переданных в пользование и (или) управление органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъекта РФ;
– подготовка проектов нормативных правовых актов о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, приобретении, использовании и отчуждении муниципального имущества;
– изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд при наличии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
– осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования;
– осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения;
– обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования средств от использования муниципального имущества;
– правовое обеспечение и методическое руководство в области управления и распоряжения муниципальным имуществом;
– защита прав и интересов муниципального образования и органов местного самоуправления, в том числе в судах, административных органах;
– осуществление в пределах своей компетенции необходимых действий по устранению законодательных нарушений и муниципальных правовых актов в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом;
– организация работы по повышению эффективности использования муниципального имущества;
– закрепление муниципального имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении, установление обременения (особые условия) пользования муниципальной собственностью;
– передача муниципального имущества в аренду;
– выступление арендодателем муниципального имущества, входящего в состав казны муниципального образования, стороной в иных договорах о передаче муниципального имущества без изменения его формы собственности;
– принятие решения о предоставлении льгот по договорам аренды в порядке, определенном муниципальными правовыми актами;
– организация и проведение конкурсов по продаже муниципального имущества, включая земельные участки, рекламные места, не завершенные строительством объекты и иное муниципальное имущество;
– участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране;
– подготовка проектов правовых актов местной администрации, главы муниципального образования в области земельных отношений;
– осуществление муниципальных целевых программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель;
– управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования;
– обеспечение порядка установления публичных сервитутов в отношении земельных участков;
– участие в осуществлении мер по поддержке формирования и функционирования рынка ценных бумаг, а также развития его инфраструктуры;
– работа по защите имущественных и иных прав и интересов муниципальных предприятий, учреждений;
– решение вопросов о проведении мероприятий по предотвращению несостоятельности муниципальных предприятий, осуществление этих мероприятий, а также участие в реализации процедур по банкротству муниципальных предприятий;
– организация работы по проведению экспертизы и оценке стоимости муниципального имущества;
– осуществление приватизации муниципального имущества в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
– получение, распределение и перечисление средств от приватизации (включая земельные участки) и использования муниципального имущества в соответствии с нормативами, установленными органами местного самоуправления муниципального образования;
– контроль за соблюдением покупателями объектов приватизации и их правопреемниками условий заключенных договоров купли-продажи и в необходимых случаях принятие мер по их расторжению в установленном законодательством порядке;
– подготовка в установленном порядке предложений об изменении условий приватизации объектов;
– предоставление статистических отчетов о ходе приватизации в органы статистики;
– участие в рассмотрении материалов о состоянии задолженности перед муниципальным образованием с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания;
– участие в работе по заключению договоров, проведении их правовой экспертизы.
В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом, обеспечения разнообразных запросов жителей, иных субъектов органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом данные органы определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей предприятий, учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно ст. 113–115 ГК в муниципальных образованиях могут создаваться унитарные предприятия. Видами унитарных предприятий являются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – муниципальные предприятия и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – муниципальные казенные предприятия.
Учредителем муниципального предприятия и казенного предприятия может выступать только муниципальное образование. Порядок создания таких предприятий утверждается представительным органом муниципального образования. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Муниципальные предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются по общему правилу самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.
В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Муниципальное учреждение может быть создано муниципальным образованием. Муниципальное учреждение может быть бюджетным, казенным или автономным учреждением.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием.
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются органом местного самоуправления.
Согласно ст. 9.2 указанного Закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяются местной администрацией.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено н. 13 и 14 ст. 9.2 или абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определяются федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В соответствии с указанным законом автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в ч. 1 ст. 2 указанного Закона.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК).
Казенные учреждения как государственные (муниципальные) учреждения нового типа с момента вступления в силу законодательства об их правовом положении будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Особенности правового положения казенных учреждений закрепляет Бюджетный кодекс РФ (ст. 161), который определяет подведомственность таких учреждений и одновременно полномочия соответствующих органов власти. В соответствии с указанной статьей муниципальное казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК.
Финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
Муниципальное казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в местный бюджет.
Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.
В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной компетенции или переданных им в порядке наделения государственных полномочий органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли.
Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ.
По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров, соглашений.
Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд до 1 января 2014 г. осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
С 1 января 2014 г. вышеуказанные отношения регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Находящееся в муниципальной собственности имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации (ст. 217 ГК). Порядок и условия приватизации муниципальной собственности регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также в соответствии с его предписаниями нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальное имущество отчуждается в собственность граждан и юридических лиц исключительно на возмездной основе: за плату или посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится муниципальное имущество. В числе способов приватизации муниципального имущества: продажа муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа муниципального имущества на условиях конкурса; преобразование муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа муниципального имущества посредством публичного предложения и др.